То, как будет вестись предвыборная кампания, может определить общественное устройство
На прошлогодних выборах депутатов в Госсобрание Марий Эл явка избирателей составила 41,67%. В городах явка не дотянула и до 30 %. Более чем половину взрослого населения республики не заинтересовало, по каким законам они будут жить следующие 5 лет. Как так получилось?
Самая высокая явка в России на выборах Президента государства – стабильно около 65 % всех последних голосованиях. Чем ниже уровень выборов, тем меньше избиратели ими интересуются – это давнее наблюдение за российскими выборами. Видимо, этот факт объясняется убеждением избирателей, что на низовом уровне власти всё равно ничего важного для их повседневных дел не решается.
Но есть и более глубокие причины недоверия россиян к выборной системе и их неучастия в голосованиях. Американский историк Ричард Пайпс, много десятилетий изучавший Россию, утверждает, что россияне не верят, что простые люди могут оказать какое-либо влияние на власть. Россияне асоциальны и аполитичны, предпочитают искать убежище в своем внутреннем мире, где они чувствуют себя уверенно. В широких народных слоях отсутствует спрос на участие в политике, так как большая часть населения не понимает, какие интересы связывают их с остальными гражданами. Они воспринимают правительство как закрытую корпорацию чиновников, которых беспокоят только их собственные интересы. Поэтому россияне относятся к выборам и другим демократическим процедурам как к мошенническим уловкам. Им важно не то, чтобы правительство выражало их интересы – по мнению россиян, ни одно правительство никогда не делает этого – но чтобы правительство было сильным и работающим, поддерживающим порядок.
По мнению известного политолога Леонтия Бызова, мы живём в эпоху, когда российское общество не хочет брать на себя ответственность за происходящее в стране и стремится переложить ответственность на власть, какая бы она ни была, плохая или хорошая. Общество вообще потеряло доверие к оппозиции, даже если она на словах декларирует вполне правильные, поддерживаемые населением лозунги. Это следствие всей деятельности оппозиции в девяностые годы с ее театральными импичментами, шумными декларациями, бесплодными с точки зрения интересов простого человека. В результате ожидания общества сосредоточились почти исключительно на власти – на президенте, на близких к нему структурах - и этот запрос остается в силе, даже если население и недовольно действиями властей. Поэтому никакого смысла участвовать в политике население не видит.
Есть и более приземлённые причины низкой активности марийских избирателей в последние годы. Прошлая предвыборная кампания была очень “тихой”. Избиратели не увидели ни новых ярких лиц, ни крупных или запоминающихся предвыборных мероприятий, ни масштабной агитации в пользу определённых партий или кандидатов, ни, что интересно, массового давления на избирателей всех мастей со стороны властей проголосовать за список “Единой России” и её кандидатов. В городах избирательная машина действующей власти была ориентирована на врачей-учителей, затюканную часть пенсионеров, муниципальных служащих, работников ЖКХ, сотрудников силовых структур плюс честных поклонников Маркелова и “Единой России” («как-бы-не-было-хужистов»). Эта машина мобизовала все вышеперечисленные категории, апеллируя к бессмысленному и бессодержательному позитиву («стабильность», «все у нас получится», «кризис кончится» и т.д.) путем расклейки плакатов, статей в агитгазетах “Единой России” и уговоров сотрудниками соцзащиты. В высокой явке в городах единороссовские кандидаты не были заинтересованы. Главное, чтоб пришли свои, вышеперечисленные категории, и проголосовали как следует. Оппозиция в силу собственной слабости, трусости, глупости, зависимости от власти и отсутствия реального стремления взять власть в свои руки ничего не смогла противопоставить этому сценарию.
Леонида Маркелова для победы на выборах Главы республики в 2015 году подобный сценарий полностью устраивает. Но его могут сломать оппозиционные кандидаты. Для своей потенциальной победы этим кандидатам нужно поднимать интерес к этим выборам.
Как им это сделать? Возможна и, как показывает двадцатилетняя политическая практика, эффективна демагогия в стиле Жириновского. Большую роль может здесь сыграть привлекательная внешность соперника Маркелова и его подвешенный язык (вспомним третье место на выборах Президента РФ-2012 не имевшего политического опыта и очень поздно включившегося в предвыборную кампанию Михаила Прохорова). Но всё же традиционный для оппозиции способ прихода к власти на демократических выборах – жёсткая критика действий или бездействия правящего режима в решении проблем региона и указание, как и при помощи каких мер в случае прихода к власти оппозиции эти действия или бездействие будут исправлены.
В первую очередь оппозиционный кандидат, вставший на путь конструктивной критики и надеющийся на победу, должен объявить привлекательную для населения республики альтернативу политики Леонида Маркелова. Он должен говорить о важных и нужных избирателю вещах понятными и доходчивыми словами. В качестве “фишек”, способных привлечь многих ныне инертных избирателей, оппозиционный кандидат может использовать семейные ценности, тему продолжительности жизни, полового равноправия или интеллекта в политике. Эти темы сейчас мало эксплуатируются в российской политике, но могут быть интересны многим. Разумно разыграть популярную всюду в России тему регионального патриотизма и региональной исключительности Марий Эл. Такой кандидат должен искренне стараться переубедить силой рациональных аргументов людей, придерживающихся иной точки зрения, а также колеблющихся избирателей. По социологическим исследованиям, в рейтинге “партии власти” треть - представители "партии спирали молчания", тех, кто готов голосовать за действующего Главу только потому, что все "делают это". Если общая предвыборная атмосфера будет свидетельствовать, что фортуна отворачивается от Маркелова, "спираль молчания" повернется в противоположную сторону.
Надеющийся на победу кандидат в Главы должен излучать уверенность в своих силах. Избиратель должен уверовать, что этот человек всё на самом деле может (эта проблема погубила много интеллигентных людей в политике, говоривших верные слова). Кандидату от оппозиции нужно объявить безжалостную войну демотиваторам народного сознания, работающим сейчас на Маркелова: “Мы ни на что не можем реально повлиять”, “Нет достойных кандидатов” и «А что может решить ваш кандидат, даже если изберётся?» Они должны быть опровергаемы на конкретных примерах из российской практики, которых хватает (хотя бы приход к власти самого Леонида Маркелова в 2000 году, когда он был оппозиционным кандидатом).
Нет оснований считать, что эта тактика, приправленная ярким лицом кандидата в Главы, эффектными и масштабными предвыборными мероприятиями и грамотной агитацией в свою пользу, не способна свалить власть Леонида Маркелова и “Единой России” в Марий Эл. Не факт, что у оппозиции это может получиться, но другого пути прихода к власти для неё не видно.
Если Марий Эл суждено пережить конкурентную избирательную кампанию, то она должна обнажить и перевести в публичную плоскость все проблемы региона, в том числе те, которые сейчас активно нашим обществом не проговариваются. Кто-нибудь обсуждает сейчас огромные размеры трудовой миграции из Марий Эл? Или отмену явочным порядком на большинстве предприятий восьмичасового рабочего дня? Государственный аппарат, судебная система, школы и университеты, здравоохранение, академическая наука, армия, пресса — истинное функционирование этих важнейших общественных институтов, их проблемы и возможные способы решения этих проблем могут войти в центр общественного внимания.
Впрочем, судя по почти нулевой активности возможных соперников Леонида Маркелова за четыре месяца до голосования, шансы на осуществление конкурентного сценария выборов почти нулевые. А значит, Марий Эл, как и всей России, рано или поздно придётся расхлёбывать последствия отчуждения власти и решающего свои проблемы вне политического поля большинства населения. Вот как формулирует эту проблему Григорий Явлинский: “Люди не собираются воевать с властями, они решают свои проблемы иначе. Как-то мы пытались сделать на телевидении программу о необходимости перехода к профессиональной армии. Разговариваем с одним телевизионным начальником. Он отвечает: мы не будем это показывать. Почему? Нам это неинтересно. Мы ему: слушай, а у тебя дети есть? Сыну 15 лет, но я его отмажу... И так все решают свои вопросы. Пропасть между людьми и властью невероятная и все время увеличивается. В 1917 году государство в результате просто рухнуло. И в 1991-м. На наших глазах подписали Беловежские соглашения, и никто с места не двинулся, потому что людям совершенно безразлично”.
Не это ли - будущее современной России?
Алексей Серёгин