Извечная ошибка "левых демократов", «либерально-демократических фундаменталистов» и тому подобных - представление о том, что "население", «низы» могут быть заинтересованы в демократии. "Население" не мыслит политически, оно не выбирает способы государственного правления, а приспосабливается к ним. Когда государство становится уж совсем неадекватным - "население" или саботирует его, или бунтует, или бежит от него. Не бывает "низовых политических проектов", любые политические проекты - элитарны, включая политические проекты, рвущихся к власти контрэлит.

Демократия во всём мире возникала только тогда, когда появлялись экономически сильные группы элит, заинтересованные в выборах органов власти, как в наиболее удобном для них способе борьбы за власть и в наиболее удобном для них способе легитимации (узаконивания) правящей группы (отдельный вопрос, при каких условиях появляются такие «группы элит"). Сталкиваясь с невзгодами, "население" не ищет политических выходов, а ищет выходы прагматические, бытовые (сменить работу, перейти на натуральное хозяйство /как было в 90-е/, эмигрировать и так далее). Политические требования привносят в "население" заинтересованные группы элит, и они же организуют население в соответствующие политические движения, опирающиеся на модели "лучшей жизни".

"Демократическая проблема" России не в том, что у нас политически отсталое, пассивное "население", и даже не в том, что "населению ещё не настолько плохо", чтобы оно "захотело демократии". "Демократическая проблема" России в том, что в ней отсутствуют экономически влиятельные группы элит, которые бы взяли на себя ответственность за "российский демократический проект". Беда наша в том, что у нас нет экономически сильных элит, заинтересованных в "окончательном модерном переходе России". "Большим деньгам" в России до сих пор выгодна огосударствлённая перераспределительная экономика и централизованно-вертикальное, непубличное распределение властного ресурса. То есть, для «элитного большинства» подковёрная коррумпированная конкуренция за экономические и политические ресурсы, выгоднее (привычнее, безопаснее и т.д.) публичной конкуренции по формальным объявленным правилам.

Демократия России нужна не "для справедливости" ("бОльшая социальная справедливость" является лишь побочным продуктом, хорошо организованной демократии), а для более эффективного управления страной и для более эффективного распоряжения её ресурсами – более эффективного для всего населения (в демократических странах разрыв в доходах между «властителями» и «простолюдинами» значительно меньше, чем в недемократических странах – и это благодаря реальной электоральной демократии - с одной стороны и сложнейшей системе сдержек и противовесов внутри органов власти – с другой стороны). И самое неприятное: эффективной демократии и эффективной свободы в России не будет до тех пор, пока на их сторону не встанут "большие деньги". Российские деньги.

Оригинал