При внесении закона о Роскосмосе в настоящем космосе случились неполадки

29 АПРЕЛЯ 2015, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

 

Из «Ежедневного журнала».

Не перестаю удивляться тому, насколько жизнь полна символических совпадений. Аккурат в тот день, когда Владимир Путин внес в Думу законопроект о создании госкорпорации Роскосмос, грузовой корабль «Прогресс», отправленный к международной космической станции, был выведен не на ту орбиту. После чего несколько антенн не раскрылись и космический грузовик начал вращаться вокруг собственной оси. Центр управления полетами не может установить связь с «Прогрессом». Все это делает, мягко говоря, маловероятной возможность пристыковки «грузовика» к МКС.

Эти невеселые события стали фоном усилий отечественной власти в деле создания очередной гигантской конторы, которая начнет, как пылесос, втягивать бюджетные средства. На сей раз конторы космической. О том, что  и в этой сфере у России проблемы, стало известно давно. То разучившиеся считать инженеры зальют в ракету слишком много горючего, и она отправится на неизвестно какую орбиту. То недавний выпускник ПТУ перепутает «плюс» и «минус» у датчиков ракеты, и она в результате пикирует точно в место старта. Один за другим Россия теряет спутники, и стратегические ракеты принимают на вооружение, когда количество удачных испытательных пусков равно неудачным…

У российской космической отрасли те же самые проблемы, что и у прочих сегментов оборонно-промышленного комплекса. Прежде всего это неспособность наладить сложную кооперацию, производство комплектующих. Кроме того, падение квалификации работников, старение основных фондов, утеря советских еще технологий. Ведь «тот» «Прогресс» безаварийно летал десятилетиями.

Понятно, что для решения этих, копившихся десятилетиями, проблем необходима коренная реформа оборонной промышленности. Вместо дюжины созданных в середине прошлого десятилетия военно-промышленных госкорпораций — этой пародии на советские оборонные министерства — необходимо формировать промышленность на рыночных основах. При этом государству следовало бы умерить свои аппетиты и вместо амбициозных попыток разрабатывать и выпускать весь спектр вооружений сконцентрироваться на нескольких приоритетных проектах. Эта тяжелая работа не имеет, разумеется, ничего общего с ритуальными камланиями вице-премьера Рогозина и руководителей Минобороны на тему, что именно ОПК должен стать главным двигателем экономического развития страны.

Только вот российской власти известен только один ответ на эти вызовы — бюрократический. Если отрасль сталкивается с системным кризисом, значит, надо сменить ее начальника. И Кремль последовательно менял одного за другим космических руководителей, выходцев из военно-космических сил (которые и осуществляют практически всю работу с пусками ракет).

Наконец, на орбиту был заброшен варяг — бывший директор «Автоваза» Игорь Комаров. Видимых улучшений это не принесло. Тогда власть достала самую важную карту из замусоленной колоды бюрократических решений. Затеяна масштабная реорганизация. В результате будут слиты Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), в которую входят предприятия космической промышленности, и федеральный орган исполнительной власти — Российское космическое агентства (Роскосмос). Таким образом, госзаказчик объединяется с производителем. Что в принципе исключает возможность любого внешнего контроля. Заказчик всегда объяснит, что производитель произвел ровно то, что от него требовалось. А все срывы, аварии и катастрофы — результат недостаточного финансирования.

Отдельно следует сказать об идеологической составляющей.

Сперва сгоряча сообщили, что «Прогресс», который впоследствии затерялся в космосе, вез на МКС копию знамени Победы и наборы георгиевских ленточек. Потом сообразили, что в нынешних обстоятельствах знамя Победы (пусть даже копия) подобно животворящей иконе и никак не может сгореть в плотных слоях атмосферы. Посему космическое начальство немедленно заявило, что знамя давным-давно находится на МКС.

Бесконечные бюрократические пертурбации и псевдопатриотическая болтовня — это единственное, что Кремль может предложить для улучшения деятельности ОПК, куда ежегодно вливают около двух триллионов рублей. В условиях всеобщей секретности ничего неизвестно о провалах других отраслей ОПК (разве что иногда просачивается информация, что сгорела очередная поставленная на ремонт подлодка). Неприятности исходят только от ракетной промышленности. И только потому, что гадят проклятые пиндосы. Во-первых, по недосмотру властей предержащих Россия до сих пор обеспечивает содержание МКС и посему обязана волей-неволей информировать «партнеров» о предстоящих пусках. Во-вторых, и в главных, существует НОРАД — система воздушно-космической обороны Северной Америки. Она фиксирует все ракетные пуски на планете и может сообщить обо всех российских проколах. Так что есть два пути обеспечения порядка в российской ракетной отрасли. Реалистический — закрыть Америку. И фантастический — навести у себя порядок…