В преддверии Дня памяти жертв аварии на Черонбыльской АЭС в Архангельске прошла публичная лекция “Уроки катастроф: от Чернобыля до Фукусимы”.

В качестве ведущего лекции был приглашен эксперт международного объединения Bellona, физик-ядерщик Андрей Ожаровский.

Фото Андрея Ларина

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС – крупнейшая в истории атомной энергетики. В результате катастрофы общая площадь российской зоны отчуждения составила 310 кв. км, к территориям радиационной опасности других категорий отнесено еще 11,5 тыс. кв. км. Более 600 тысяч человек принимали участие в работах по ликвидации последствий катастрофы, многие из них получили высокие дозы радиации. Казалось бы, такие страшные вещи должны были научить смотревший на это мир атомщиков обращению с опасным производством. Однако по прошествии двадцати пяти лет чудовищная авария происходит у наших японских соседей на АЭС Фукусима-1. И никто не дает гарантий, что следующей не станет другая российская или зарубежная АЭС.

Эксперт дал эксклюзивное интервью по проблемам и перспективам атомной энергетики в России и мире.

Фото Андрея Ларина 

Почему важно выводить АЭС из эксплуатации? Чем они плохи?

Энергия на атомных станциях вырабатывается за счет реакции деления ядер урана и плутония. Соответственно, топливом для реакторов служат изотопы урана. Для получения топливных таблеток необходимо пройти несколько стадий. Прежде всего, это добыча урановой руды, которая убивает огромные территории. Далее сортировка руды и извлечение урана из руды выщелачиванием. Затем концентрат,желтый кек, осаждают из раствора, сушат и укладывают в стальные емкости, но это не предел. Необходимо преобразование в гексафторид урана(UF6,), обогащение по изотопу U-235 и изготовление тепловыделяющих элементов и потом тепловыделяющих сборок. На каждом этапе этой ядерной топливной цепочки образуется огромное число радиоактивных отходов, которые, кстати говоря, невозможно безопасно для окружающей среды и человека утилизировать.

После начала работы реакторов происходят разрешенные выбросы радионуклидов в атмосферу, таких как: тритий, углерод-14, йод-131, ксенон, цезий. стронций и др. Они наносят вред здоровью людей, живущих неподалеку от станций. Помимо этого радиоактивные отходы, образующиеся на АЭС,  хранится на территории станции до лучших времен - времен, когда это все добро, включая и отработавшее ядерное топливо, будет отправлено на захоронение или переработку. Первая заключается в складировании в определенном месте бочек и контейнеров с отходами, но они по-прежнему продолжают оставаться радиоактивными, оставаться опасными.

Важно знать, что количество радиоактивных отходов весьма значительно, вообще-то огромно. Два примера. На Смоленской АЭС за почти 30 лет работы 3-х реакторов накоплено 446 тысяч бочек и 3,5 тысяч контейнеров с радиоактивными отходами. С ними непонятно что делать. http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/Smolensk-KP-RAO . На уже остановленном Кирово-Чепецком комбинате в земляных и глиняных траншеях лежит более 440 тысяч тонн радиоактивных отходов - такое количество невозможно не только “переработать”, но и просто откопать и поместить в контейнеры… http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2014/Chepetsk-OVOS . И так буквально везде - на каждой АЭС, на каждом комбинате Росатома.

Процесс “переработки” ОЯТ,при котором путём химической обработки из отработавшего ядерного топлива  извлекается уран и плутоний, не является переработкой по своей сути - это просто извлечение урана и плутония, при котором объёмы радиоактивных отходов возрастают в сотни и тысячи (так!) раз.. Обусловлено это тем, что при “переработке” образуется колоссальное количество жидких радиоактивных отходов. Их также необходимо утилизировать. Здесь и всплывает главный аспект - безопасной технологии утилизации радиоактивных отходов не существовало и не существует. За все время функционирования атомной энергетики и при достаточном финансировании этой отрасли, ученым и инженерам не удалось найти решения ситуации. Отсюда ясная картина: АЭС создают отходы, которые складываются и накапливаются, а их объемы растут. Выход один - остановить деятельность атомных станций.

Защитники атомной энергетики ссылаются на “безотходный” реактор будущего. Может ли он решить проблему?

Проекты по разработке ведутся,но пока ни один не увенчался успехом даже в лабораторных масштабах.Работа уже существующих реакторов с расчетом на переработку топлива новым реактором абсурдна, поскольку решить проблему уже накопленных отходов такие реакторы не смогут. Пока ни один из таких “чудо-реакторов” не создан и не опробован - говорить не о чем. Не следует верить всем рекламным заявлениям Росатома.

Фото Андрея Ларина

 

Существует предположение, что к 2050 году человечеству будет необходимо в два раза больше энергии. Не будем ли мы испытывать энергодефицит на фоне закрытия АЭС?

В выработке электроэнергии в  России АЭС занимают около 17%, в мире около 8% . Учеными доказано, что количество солнечной энергии, поступающей на нашу планету превышает энергию абсолютно всех запасов углеводорогдных и других ресурсов. При использовании лишь 0,5% солнечной энергии могут быть обеспечены все потребности в будущем. Не стоит забывать о других возобновляемых ресурсах, таких как ветер, вода, приливы, течения.

Говоря о России, следует понимать, что единой панацеи не существует- слишком большая страна с разнообразными условиями. Она вовсе не обделена возобновляемыми энергоресурсами. Так, например, ветропотеницал Кольского полуострова  оценивается в 360 миллиардов кВт*ч в год. Совместное использование всех доступных на Кольском полуострове возобновляемых источников энергии будет более чем достаточно для удовлетворения нынешнего уровня потребности региона в электричестве или для замены старых и опасных реакторов Кольской АЭС. У

Архангельской  области может быть энергетический рай - если будет введена в строй Мезенская приливная электростанция (11,4 млн. кВт с выработкой 38,9 млрд. кВт-ч при 3400 часах годового использования). Если ее построить и ввести в эксплуатацию, то Архангельский регион не просто удовлетворит все свои потребности, но и будет крупным энергетическим донором для других территорий. Планы строительства Мезенской ПЭС разрабатывались с 30-х годов прошлого века. Если бы в своё время государство профинансировало бы эту стройку, а не, к примеру. строительство Чернобыльской или любой другой АЭС, согласитесь, ситуация была бы совсем другая. Мир был бы лучше!

Еще одним немаловажным фактом является внедрение энергосберегающих технологий.  Их повсеместное применение приведет к сокращению потребления энергии, и, как следствие, к необходимости меньшей выработки электроэнергии.

Какие самые последние новости из “мира атомщиков” актуальны для Архангельской области?

Нашумевшие планы по строительству первого в России пункта захоронения средне и низкоактивных отходов в Сосновом Бору, что в 40 км от Санкт-Петербурга, отложены. Известно, что планировалось захоранивать РАО в метростроевском туннеле в слоях глины на глубине 50 метров, в 800 метрах от Балтийского моря. Вода может просочиться, и тогда грядет загрязнение Балтики. Этот проект, скорее всего, будет отменён. Значит, возобновится поиск места для размещения могильника радиоактивных отходов.

Если обратить внимание на расположение большинства АЭС в России- это европейская часть. Везти отходы далеко-невыгодно. Значит будут искать место с коммуникациями и относительно недалеко. Уже сейчас есть список регионов-участников конкурса на построение ПЗРО(пункта захоронения радиоактивных отходов). Плохая новость - Архангельская область в этом списке.

Резюмируя все вышесказанное, невольно напрашивается вывод, что мы вовсе не находимся в тупиковой ситуации: у нас есть выбор. Выбор: довериться атомщикам и позволить людям, обещавшим не более одного инцидента на атомных станциях раз в сто тысяч лет(на сегодняшний день крупнейших произошло уже 16), навязать нам атом или же использовать возобновляемые источники энергии, такие как ветер, солнце, вода. Баланс между выгодой использования и ценой, которую мы можем заплатить за атомный киловатт, сильно накренился, и, по-моему, очевидно в какую сторону.