Историческое преступление Сталина

Александр Зеличенко: У исторических побед СССР была своя цена. И эта цена оказалась непомерно большой

update: 20-04-2015 (17:35)

 

С сайта «Каспаров.ру».

Есть нечто, чего не понимают сталинисты. И чего антисталинисты объяснить им не могут.

Потому что исходят из ложных посылов и отвергают очевидное. Отвергают, не умея понять и следуя той же логике, что и сталинисты: делая из очевидного те же самые и такие же ложные выводы. Выводы же эти разрушают их модель мироустройства.

И для того, чтобы эту свою модель сохранить, антисталинистам приходится искажать факты и придумывать альтернативную историю и даже – вспомогательную философию истории. Про единый исторический путь, с которого сбилась бывшая великой при царях Россия, проплутав 70 лет неизвестно где, чтобы потом снова выйти на единственный правильный шлях.

Эта картина истории настолько фантастична, что ее абсурдность понимают и совсем неграмотные люди. Но у нее есть одно достоинство – она позволяет заклеймить преступления большевиков, которые иначе в единой логике сталинистов-антисталинистов становятся оправданными: ну, и что, что щепок много, зато сколько леса заготовили?   

Суть же дела гораздо проще и вовсе не требует таких искажений. Сталин в самом деле преступник. Причем не только моральный, что самоочевидно. Но и исторический.

Его преступление – растрата. Очень похожее на преступление еще кое-кого.

Есть очевидные вещи. СССР-Россия добилась наивысшего исторического подъема при Сталине. Это факт. Он может казаться неприятным, но это факт. Более того, подъем этот был достигнут не только при Сталине, но и под руководством Сталина – еще более неприятный факт. Неприяный особенно потому, что обсуждение альтернатив – а что было БЫ, если БЫ Ленин не умер БЫ, или если БЫ был БЫ не Сталин БЫ, а Троцкий БЫ – немедленно уводит нас от исторического анализа в область исторических фантазий.

Доказывать эти факты человеку, который категорически не хочет их видеть, – занятие бесполезное. Факты не доказывают. Их можно только показывать. Но, конечно, не тому, кто отворачивается и жмурит глаза.   

У исторических побед СССР была своя цена. И эта заплаченная за них цена оказалась непомерно большой.

Что вы скажете о наезднике, который выиграл заезд, но загнал лошадь? И теперь вообще неизвестно, сможет ли она жить? Во всяком случае ясно, что болеть будет долго. Именно это Сталин с товарищами сделал с Россией.

Он получил ее в отличном состоянии. Не в смысле "России, которую мы потеряли" – цветущей и благоустроенной. Нет, Россия была совсем не благоустроена. Но у нее был высокий неизрасходованный потенциал, человеческий потенциал – желание жить по-другому. Этот потенциал накапливался, минимум, сто пятьдесят лет. Россия рвалась в историческую скачку, о которой писал еще Гоголь. В 17-м году она сломала загон, в котором томилась уже давно, и поскакала. И при умелом наезднике могла бы скакать долго. Но наездник был неумелым. В седле он сидел твердо, но лошадь не жалел. Доставшееся ему богатство – самое ценное богатство: человеческий потенциал – он растранжирил с безумностью мота, оставив наследников без гроша. Примерно так же, как нынешние транжирят углеводороды.

За Сталиным укрепилась репутация бескорыстности и личной скромности. Ничего менее адекватного нельзя и представить. В истории России не было большего вора. Он украл главное богатство страны и построил из него для себя не дом и не дворец – он построил себе личную абсолютную власть и личную мировую славу.

А страну оставил ни с чем. Да, конечно, была создана новая наука, новая культура, новая промышленность. Но с надорванным человеческим потенциалом все это не могло жить. Все это было обречено разрушаться.

Сегодня ограбленные поют грабителю славу. Но это самые наивные. И в этом еще не было бы большой беды, если бы в обществе были те, кто мог бы объяснить наивным их наивность. Но в том-то и беда, что таких нет. Те, кого нравственное чувство заставляет содрогаться от одного имени Сталина, ничего не могут объянить даже сами себе. И, чтобы как-то свести концы с концами, вынуждены выдумывать то, чего не было, и отрицать то самоочевидное, что видно даже самым наивным из их соотечественников. Утрачивая тем самым право на какое бы то ни было учительство и создавая все предпосылки для возрождения сталинизма.

Конечно, такое возрождение сегодня невозможно – отсутствует главный компонент, без которого сталинизма быть не может – тот самый человеческий потенциал: энергия мечты о лучшей жизни. Но возможно, и не просто возможно, а есть уже, и давно – блуждание в потемках в попытках понять, что с нами произошло и что нам теперь делать.

С естественными для такого блуждания столкновениями со стенами, падениями в ямы, разбиваниями носов и прочими радостями тех, кто отказывается снять повязку с глаз.