- так звучал в древности главный принцип римского права. Он предполагал, что как бы ни были убедительны в суде аргументы одной стороны, другую выслушать, как минимум, не помешает!
Публикуя свои соображения в недавней короткой статье я, собственно говоря, именно это и имел в виду, обсуждая ситуацию вокруг Николая Левицкого и его бизнеса. Некоторые комментаторы поспешили заявить, что поскольку герой моей статьи «украл» 690 миллионов, то его надо побыстрее отправить в тюрьму, на нары и вообще… Господа, но позвольте – откуда известно, что «украл»? Разве это установлено судом? Или иными юридическими интанциями?
Почему кажется так привлекательным безоговорочно поверить одному, явно заинтересованному федеральному СМИ? Не сомневаюсь, что у этой истории должно быть внятное юридическое продолжение. В которой «другая сторона» также изложит свою версию обсуждаемых событий. А пока предлагаю обдумать экономический контекст.
Мне кажется, что если отбросить избыточные эмоции, то ситуация будет выглядеть примерно так. Санкции, введенные против РФ, привели к тому, что многие эффективные западные компании, успешно работавшие в сфере сервисных услуг нефтяным компаниям, вынуждены покинуть российский рынок, или, по крайне мере, минимизировать свое присутствие в нашей стране. Оставшихся российских компаний этого профиля отнюдь не много. Успешных – еще меньше. В этом смысле активы Левицкого, прямо или косвенно связанные с нефтяным сервисом, представляются сегодня (и особенно завтра!) бизнесом особенно ликвидным.
Подчеркиваю, во избежание недоразумений, что излагаю некоторые свои предположения, не более того. Но если моя гипотеза верна, то окажется, что группа компаний Левицкого представляется сегодня особенно привлекательной для крупных бизнес-игроков, претендующих на выгодные партнерские отношения с нефтяными компаниями, в частности, в Тимано-Печоре. Санкции, вероятно, отменят или смягчат явно не завтра. Чем дольше они будут действовать, тем выгоднее будут становиться услуги российских сервисных компаний, особенно в указанном регионе. Я не адвокат Левицкого, но и не прокурор. Однако экономическая логика излагаемых соображений кажется вполне очевидной, а политические соображения я уже представил в первом материале. Полагаю, время покажет, насколько я прав или, напротив, ошибаюсь…