Во время четырехчасового монолога Путина с народом даже немного вздремнул. Скучно. И вопросы примерно одни и те же и ответы уже не являются каким то откровением.
Впрочем Владимир Путин, похоже, тоже не испытывал некоторого драйва от общения со своим народом. Может ему тоже немного это поднадоело - все одно и тоже.
В итоге лидер страны не сильно взбодрил и настроил на позитив россиян, ожидавших от своего
кумира как обычно четких ответов и ясных перспектив.
Пожалуй только диалог Кудрина и Путина, на первый взгляд, об экономических проблемах и прогнозах нашего развития, заслуживает небольшого анализа так как из этого обмена позиций можно сделать некоторые выводы.
А.Кудрин: Добрый день, Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте.
А.Кудрин: Первый Ваш президентский срок характеризовался тем, что экономический рост был в среднем ежегодно около 7 процентов, при этом цена на нефть в среднем была около 30 долларов за баррель. А вот нынешний президентский срок, даже при цене на нефть, если она будет 65–70 долларов, экономический рост в среднем будет около 1,5 процента ежегодно, в среднем. То есть на годы падения нужны будут годы роста, но в среднем это будет около полутора процентов, то есть это ниже, чем экономический рост в мире.Доля российской экономики в мире будет уменьшаться. У нас будет недостаточно инвестиций в технический прогресс, модернизацию. Мы в техническом плане тоже будем за этот период отставать от мира. К сожалению, это может привести к ослаблению обороноспособности, поскольку главный фактор обороноспособности – это состояние экономики и технический уровень. И, что бы мы сегодня ни говорили, что мы справимся, те цифры, о которых я сказал, до 2018 года, – практически свершившийся факт. И мы в этот период, к сожалению, будем отставать от мира. Что Вы готовы сделать, чтобы мы смогли создать новую модель роста?
В.Путин: Уважаемый Алексей Леонидович! Вы сейчас точно изложили прогноз, очень близко к тому, что может происходить.Вы правы, на то, что происходит в мире, в нашей экономике.
Если мы сохраним доверие граждан, то они тогда будут поддерживать всё, что мы делаем, и где‑то, как коллеги говорят, готовы будут и потерпеть. А если мы будем действовать, не обращая внимания на то, что происходит в реальной жизни, тогда, мне кажется, мы очень быстро можем скатиться к ситуации начала 90-х годов, когда будет утрачено, по сути, доверие к власти и мы будем вынуждены затыкать возникшие социальные проблемы гораздо большим количеством денег, чем предусмотрено сейчас на реальное, пусть скромное, но всё‑таки движение вперёд,
Чтобы этого не происходило, мы пойдём по такому пути, который сейчас предлагают нам Правительство и Центральный банк. Я считаю, что этого достаточно. Приведёт ли это к серьёзному отставанию, это надо ещё посмотреть.
Поэтому мы, безусловно, будем руководствоваться соображениями прежде всего обеспечения высоких темпов роста, но делать это будем так, чтобы не накладывать чрезмерную нагрузку на плечи наших граждан.
А.Кудрин: всё‑таки наши предложения касаются того, чтобы инфляция так не росла. Мы сегодня имеем инфляцию, она сейчас в начале апреля к апрелю прошлого года за год 17 процентов составила. Этого скачка могло бы не быть при других разумных мерах, и тогда бы не падал так жизненный уровень, реальные доходы сейчас. Помните, я говорил, что не может зарплата обгонять рост производительности труда?
В.Путин: В отношении опережающего роста зарплат по сравнению с производительностью труда – я уже свою позицию по этому поводу высказал и считаю, что Вы тоже правы, просто на практике это всегда осуществить сложнее, чем в разговорах, даже в прямой линии, напрямую с народом, потому что уровень заработных плат, уровень доходов населения, особенно в такой сфере, как школьное образование, слишком низкий, для того чтобы рассчитывать на реальный результат.Правда, это приводит к перекосам, которые мы сейчас имеем, да, такое бывает, но в целом надо стремиться к тому, чтобы уровень заработной платы, как в некоторых отраслях экономики у нас всё‑таки это имеет место быть, чтобы он подрастал к росту производительности труда, а не наоборот. Это точно.
В этом диалоге Кудрин описывает экономическое положение страны и Путин с ним соглашается.
В течении ближайших трех лет мы будем отставать, а весь мир будет двигаться вперед. Это факт, который признают оба оппонента.
Мы отстаем - мир убегает вперед. Будем отставать как минимум три года, а потом опять напишем очередную программу, в которой всех догоним и перегоним. Такое в истории нашей страны бывало не раз и каждый раз цена за такие рывки было очень высокой.
И сейчас Путин, прекрасно понимая сложность образовавашейся ситуациию и какие меры необходимы для ее разрешения повторяет как мантру "И здесь рецепты известны: нам нужно создавать лучшие условия для работы бизнеса, нам нужно создавать лучшие условия для частных инвестиций, нам нужно совершенствовать свою кредитно-денежную политику, нам, безусловно, нужно значительным образом улучшить систему управления в стране в целом, в Правительстве и в отдельных отраслях, нужно совершенствовать работу правоохранительной сферы и судебной системы. Нам нужно так и делать."
Вопрос в другом. Имея такой точный диагноз и зная какие необходимы рецепты почему он не осуществляет эффективного лечения? То что предлагает правительство и ЦБ - сплошной паллиатив.
В качестве примера такого подхода может служить фраза Путина "мы будем руководствоваться соображениями прежде всего обеспечения высоких темпов роста, но делать это будем так, чтобы не накладывать чрезмерную нагрузку на плечи наших граждан. "
Как можно обеспечить высокие темпы роста ВВП и растущие социальные расходы?
У нас, как минимум, в среднесрочной перспективе наоборот отрицательный рост ВВП, сокращение социальных расходов и рост военно-промышленного комплекса. С точностью до наоборот.
В приоритете наращивание военной мощи и все остальные стратегические задачи имеют второстепенное значение. Мы что - готовимся к вооруженному противостоянию?.
Может поэтому Путину необходима консолидация в обществе и доверие людей?
Но Кудрин, понимая происходящее, сразу оговаривается "главный фактор обороноспособности – это состояние экономики и технический уровень", а если экономика падает то снижается соответственно и военная мощь страны.
Т е если даже трезво оценивая сложившеюся геополитическую ситуацию из-за нынешней имперской стратегии Америки и признавая, соответственно. наши действия по перевооружению собственной армии как разумные и адекватные, то не получится ли опять ситуация Советского Союза, когда неэффективная экономика и госуправление, с одновременной гонкой вооружения привели к краху Великой державы, определяющей в 20-м веке весь геополитический баланс на планете.
Любимая игра россиян - наступать на собственные грабли. Выдержит ли Россия очередные потрясения, неизбежные при такой политике?
Лучше бы не экспериментировать.
Хотим сильное в военном плане государство - давайте строить современную экономическую державу. которая по праву будет занимать свое место в тройке самых сильных государств мира.
Если у президента такие амбиции, то и доверие и поддержка и терпение народа будет гарантировано.
Но во время прямой линии ответа на такой глобальный вызов я не услышал.
Может проспал?