Народная пословица на 21-ое апреля (квитеня):

«Родион воды принес,

ставь соху  и  сей овес».

 

Навий день (или день Мары-Марены)…

«Навий» — означает «нижний», «оборотный» и представляется отдельным миром в понимании наших Предков, миром мертвых.  

 Это последний праздник Навьих Богов перед приходом Весны.
День Мары Марены – Великой Богини Зимы и Смерти.

 Вспоминают и чтут в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту - Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

В этот день принято посещать места захоронения усопших родственников.

 С Навьего дня начинается цикл праздников Родоницы (варианты произношения: Радуница, Родуница, Радовница, Радошница, Радуница, Навиев день, Могилки, Гробки, Тризны),  

когда проводятся обрядовые посещения могил с приношением треб,  

языческий (понимать это слово надо не как самоназвание наших Предков) весенний праздник для умерших.  

 По свидетельству Иоанна Златоуста он совершался в том числе на христианских кладбищах уже в глубокой древности, обыкновенно во вторник на Фоминой неделе.

  Вообще Навий день – это обряд обращения и общения с мертвыми родичами, а треба — исконно славянский термин, означающий богослужение с  приношением культовой жертвы, отправление таинства или священного обряда.

 По-славянски «треба» означает — тею, то есть творю.

 Наши Предки хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлиянияТребами могут быть как пища, так и предметы обихода (сделанные своими руками), которые воздаются со словами:

 «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…»,

таким образом каждому из Божеств требы-дары соответственно определены.

 Давно умершим людям приносятся требы в воду, куда бросают скорлупу красного яйца (окрас создавался за счет шелухи лука и свеклы), причем считается, что легкая сколупка обязательно доплывет до забытых навий давно умерших (уже не поминаемых) к Русальему дню.

«…Искупай мои кости в мертвой воде,
Принеси мне напиться живой
Приведи меня в дом  или песню отпев,
Закопай, под зеленой ольхой...»

 В ночь перед Навьим днем брошенные навьи (чужие, умершие без обряда и погребения) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

 Это дни, когда можно и нужно просить БоЖа об умерших людях, в эти дни можно существенно помочь умершим родственникам и близким людям, а также можно получить весточку от них.

 В Навий день важно прийти к мертвому родственнику той же дорогой, которой шла похоронная процессия, когда его хоронили, и уйти важно так же, как уходили от него в день его похорон. Почему? - Потому что так мертвому родичу легче будет найти вас и явиться к вам, чтобы ответить вам на ваши вопросы и сказать вам, что можно для него сделать. Чаще всего умерший родственник является в эту же ночь во сне (или, бывает, что в течение последующих трех ночей).  Кроме того, часто мертвые родственники с удовольствием помогают живым в меру своих возможностей, особенно если при жизни у вас с ними были хорошие личные отношения. В т.ч. они способны дать вам важную для вас информацию.

  В конце апреля (-квитеня) заканчиваются последние весенние холода и с заходом солнца открывают зачин на травень (май). 

 В этот день поминают предков, призывают их посетить землю:

«Летите, милые деды...»,

ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки.

 После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство.
 С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чье яйцо укатится дальше, не разбившись.  К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.


 Заполночь начинается праздник – Живин день: женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску, очищая место от нечисти и навий.  Люди прославляют Живу - богиню Жизни, которая оживляет природу и посылает на Землю весну.

 Очищение от навий  (духов запредельного мира мертвых и наваждений после долгой Зимы-Морены)  происходит  пыжками  через огонь и хождением по огню.

 На Красной горе совершаются игрища и хороводы вокруг ритуального костра – так в форме ритуального обряда воспроизводится миф (сказка) о путешествии в мир Навий

и возвращении в Явь,

что для людей соответствует одному из малых солярных  годовых циклов круга Прави.

_____________________________________________

    Из книги П.Мельникова-Печерского «В лесах»

…Верит народ, что Велик Гром Гремучий каждую весну поднимается от долгого сна и, сев на коней своих – сизые тучи, – хлещет золотой вожжой – палючей молоньей – Мать Сыру Землю… Мать земля от того просыпается, молодеет, красит лицо цветами и злаками, пышет силой, здоровьем – жизнь по жилам её разливается… Всё оживает: и поля, и луга, и тёмные рощи, и дремучие леса… Животворящая небесная стрела будит и мертвых в могиле… Встают они из гробов и, незримые земным очам, носятся середь остающихся в живых милых людей… Слышат гробные жильцы всё, видят всё – что люди на земле делают, слова только молвить не могут…

Как не встретить, как не угостить дорогих гостей?.. Как не помянуть сродников, вышедших из сырых, тёмных жальников на свет поднебесный?.. Услышат «окличку» родных, придут на зов, разделят с ними поминальную тризну…

Встают мертвецы в радости; выйдя из жальников, любуются светлым небом, красным солнышком, серебряным месяцем, частыми мелкими звездочками… Радуется и живое племя, расставляя снеди по могилам для совершения тризны… Оттого и день тот зовется Радуницей (Жальник – могила, собственно бугор земли, насыпанной над нею. Окличка – обращение к мёртвым на кладбищах, зов.

Об окличках, бывающих на кладбищах в Радуницу, говорится в «Стоглаве» (25 й Царский вопрос в главе 42 й). Радуница – в южных губерниях понедельник, в средних и северных – вторник Фоминой недели, когда совершается и церковное поминовение по умершим.

В уставах поминовения усопших в этот день не положено, но церковь хотела освятить радуницкую тризну своими священнодействиями, чтоб в народной памяти загладить языческое ее происхождение…

Только минет святая и смолкнет пасхальный звон, по сельщине деревенщине «помины» «оклички» зачинаются. В «навий день» («Навий день», а в Малороссии «мертвецкий велык день» – другое название Радуницы… Нав, навье – мертвец.) стар и млад спешат на кладбище с мертвецами христосоваться. Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну садятся.

Рассыпается народ по божьей ниве, зарывает в могилки красные яйца, поливает жальники сычёной брагой, убирает их свежим дерном, раскладывает по жальникам блины, оладьи, пироги, кокурки (Пшеничный хлебец с запечённым в нём яйцом.), крашены яйца, пшенники да лапшенники, ставит вино, пиво и брагу… Затем окликают загробных гостей, просят их попить поесть на поминальной тризне.
  Оклички женщинами справляются, мужчинами – никогда. Когда вслушаешься в эти оклички, в эти «жальные причитанья», глубокой стариной пахнет!..

Те слова десять веков переходят в устах народа из рода в род…

Старым богам те песни поются:

 Грому Гремучему, да Матери Сырой Земле.

 

Со восточной со сторонушки
Подымались ветры буйные,
Расходились тучи чёрные,
А на тех ли на тученьках
Гром Гремучий со молоньями,
Со молоньями да с палючими…
Ты ударь, Гром Гремучий, огнём полымем,
Расшиби ты, громова стрела,
Ещё матушку – Мать Сыру Землю…
Ох ты, матушка, Мать Сыра Земля,
Расступись на четыре сторонушки,
Ты раскройся, гробова доска,
Распахнитесь, белы саваны,
Отвалитесь, руки белые,
От ретивого сердечушка…
Государь ты наш, родной батюшка.
Мы пришли на твое житье вековечное,
Пробудить тебя ото сна от крепкого.
Мы раскинули тебе скатерти браные;
Мы поставили тебе яства сахарные,
Принесли тебе пива пьяного,
Садись с нами, молви слово сладкое,
Уж мы сядем супротив тебя,
Мы не можем на тебя наглядетися,
Мы не можем с тобой набаяться.

  Наплакавшись на «жальных причитаньях», за тризну весело принимаются. Вместо раздирающей душу, хватающей за сердце «оклички», весёлый говор раздается по жальникам…

Пошёл пир на весь мир – Яр Хмель на землю ступил. Другие песни раздаются на кладбищах… Поют про «калинушку с малинушкой – лазоревый цвет», поют про «кручинушку, крытую белою грудью, запечатанную крепкою думой», поют про то, «как прошли наши вольные весёлые дни, да наступили слёзовы горьки времена». Не жарким весельем, тоской горемычной звучат они… Нет, то новые песни, не Ярилины.

Клонится солнце на запад… Пусть их старухи да молодки по домам идут, а батьки да свекры, похмельными головами прильнув к холодным жальникам, спят богатырским сном… Молодцы удальцы!.. Ярило на поле зовёт – Красну Горку справлять, песни играть, хороводы водить, просо сеять, плетень заплетать… Девицы красавицы!.. Ярило зовёт – бегите невеститься…

Шаром валом катит молодежь с затихшего кладбища на зеленеющие луговины. Там игры, смехи… Всех обуял Ярый Хмель…