Если, вдруг, кому-то покажется, что я затронул его религиозные чувства, просьба дальше не читать. Хотя, если честно, то я не понимаю, что такое религиозные чувства.
Библия очень сложная книга, до такой степени сложная, что средневековые священники не разрешали её читать простым верующим, на том основании, что они могут её неправильно понять.
На самом деле так и есть. До сегодняшнего дня, и я уверен, что и на долгие, долгие годы вперед, возможно, что до самого последнего момента жизни всего человечества, мы будем сталкиваться с различными толкованиями смыслов и образов в этой Книге.
Если вы сами хотите изучить Библию, то существует только два подхода, две концепции. Вопрос в том, какую из них вы изберете для себя. Первая концепция состоит в том, что написана Книга людьми, но диктовал текст им Святой дух, и её надо понимать буквально. Вторая концепция более сложная, она говорит, что различные литературные тексты в Книге носят, каждый свой смысл: от сложной аллегории до космической философии, через употребление метафор, понимая причины существования норм морали и поведения, наставлений, притч, сложных образов, прямых правил общежития, бытописаний, исторических хроник и т.д.. Очень часто бывает, что в одном тексте есть и то, и другое, и третье и, пятое, и двадцать пятое. Вот, как раз, изучая это, человек ищет свою дорогу к Богу. То есть, эта дорога проходит не только через чувства и интуицию (сердце), но и через разум, и знания. Так говорит и Иисус: - “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всем РАЗУМЕНИЕМ твоим, и всею крепостью твоею, - вот первая заповедь!” (Марк 12.30). Здесь Иисус цитирует первый стих молитвы “Шма Исраэль”, - исповедание веры народом Израиля.
Такое вступление мне было необходимо для того, чтобы постараться ответить на вопрос: - Кто такие херувимы и, почему с крыльями? И сколько у них этих крыльев? Вопрос не такой простой, как кажется, и искать на него ответ придется как в области истории, так и философии.
Первое упоминание в Библии о Херувиме (я думаю, что вы разберетесь, почему я пишу это слово, в некоторых местах, с большой буквы) в Книге Бытие 3.24. “И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к дереву жизни”. Это синодальный перевод. В нем допущена ошибка, потому, что слово херувим это уже множественное значение. Интересно то, что в русском переводе Торы (издательство “Шамир” Иерусалим *5753*1993*Москва, под общей редакцией проф. Г. Брановера), который почти полностью совпадает с синодальным переводом, за исключением только некоторых мест, стих Брейшит 3.24. звучит так: “И изгнал человека, и поставил к востоку от сада Эдена АНГЕЛОВ и пламенный меч вращающийся для охранения пути к дереву жизни”. Как видите, о херувиме нет ни слова.
Второе упоминание в Библии об этих загадочных существах(?), мы находим в Книге Исход 25.18 – 20.(цитировать не буду, сами можете прочитать). Однако странно, что изготовление ковчега описано самым подробным образом и с мельчайшими деталями, только вид херувимов не описан. Есть крылья и лица(причем совершенно не сказано, чьи лица), поза херувимов описана, даже величина крыльев и их расположение на крышке есть, а описание фигур – нет. Почему? Видимо, Господь, который давал Моисею ценные указания, был уверен в том, что пророк сам сообразит, как они должны выглядеть? Но можно предположить и другое: Моисей уже видел их изображение. Вопрос, где и когда?
Вот как этот отрывок написан в русском переводе Торы (изд.“Шамир”), Книга Шмот 25.18 – 20. “И сделай двух КРУВОВ из золота, на двух концах крышки – выкуй их вместе с крышкой. Сделай одного крува с одной стороны и другого крува с другой стороны – из самой крышки выкуй крувов на двух краях её. И будут крувы с простертыми вперед, приподнятыми крыльями. Крылья их должны прикрывать крышку, а лица их будут обращены друг к другу и слегка склонены вниз, к крышке”.
Конечно, можно поискать природу слова в этимологии, но заглянув в справочники (для ленивых в Википедию), мы получим первый облом, - этимология слова спорна. Вот так. Прямо, детектив с этими херувимами.
Придется отступить далеко назад, в те смутные времена, когда Библия ещё не была написана, к более древним текстам легенд и мифов Шумера и Аккада. Именно они составили Книгу Бытие ( Брейшит) до 12 главы. На этом заимствования не закончились, многие сюжеты, как, например, с многострадальным Иовом, некоторыми притчами и даже псалмами, имеют шумерские и аккадские корни, как и многочисленные рассказы в Агаде. Так что, даже, в те древнейшие времена, взаимопроникновение культур, торговля, как и общение между людьми, носили глобальный характер. До рождения Авраама оставалось примерно тысяча лет, а уже на его родине в устье Евфрата существовала великая цивилизация с письменностью, художниками, скульптурами, философами, астрономами, музыкантами, врачами и просто интеллигентными людьми. Были даже писатели и юристы.
Были у них и свои боги, в соответствии с их представлениями о мироустройстве и начале времен. Боги сами собой не появляются, они возникают от философского осмысления бытия и попыток объяснить самим себе, как устроен макрокосмос. Видимо, философские и теософские взгляды Междуречья казались убедительными и разумными, поэтому их боги кочевали по всему древнему миру и добрались до Египта, Греции и Рима, но конечно в адаптированном виде. Кстати, если искать корни монотеизма, то их там тоже можно найти: во всех древнейших религиях один из богов был самым главным, остальных можно считать его помощниками, вроде серафимов, херувимов и прочих ангелов. В этом смысле, греческий пантеон и христианское устройство мира очень похожи. Боги не могут существовать в сознании человека без сателлитов, иначе некому будет давать указания, поэтому их и окружают разные подчиненные. В Шумере и Аккаде среди таких подчиненных были крылатые быки, они олицетворяли собой силу и несокрушимую мощь. Но и опять непонятно, крылья-то им зачем? В этом месте я сделаю вставку из Википедии: Изображения крылатых существ (например, ламассу) были широко распространены в искусстве и религиозной символике древнего Ближнего Востока. Два крылатых существа были помещены по обе стороны трона царя Библа Хирама, крылатые быки шеду стояли у входа в вавилонские и ассирийские дворцы и храмы; они были также изображены на глиняных алтарях для воскурений, найденных в Мегиддо и Та‘анахе; крылатые сфинксы,грифоны и человекоподобные существа встречаются в искусстве и иконографии Кархемиша,Калаха, Нимруда, Халеба и Тель-Халафа. Подобные фигуры изображены на пластинах слоновой кости из столицы Израильского царства Самарии.[15] Само слово херувим восходит к аккадскому керибу и ассиро-вавилонскому карабу.
Теперь о крыльях. Художник и скульптор может создать только тот образ, который ему знаком, но конечно с некоторой фантазией. В данном случае, задача изобразить то, что увидеть в материальном мире невозможно, поскольку боги к нему не относятся, кажется невыполнимой. Но изваять, как-то надо, вот тут на помощь художнику приходит воображение и аллегория, то есть, иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация свойств или качеств. Не может художник изобразить это дело иначе, как только с крыльями, поскольку одним из важнейших свойств данных существ(?, личностей, сущностей), является нахождение их в любом возможном месте, даже, скорее не нахождение, а возможность влияния на ход событий в любой точке материального мира. Они духи, а не материальные тела. Вся жизненная активность человека проходит в плоской системе координат, третьего измерения нет, потому как летают только птицы. Но, чтобы быстро летать и перемещаться таким путем с места на место, нужны крылья, ведь воздух упругая среда, поэтому, пусть будут с крыльями.
Так что Моисей видел их изображения тысячами в своем Египте. Интересно то, что в более поздние тексты Библии (Торы, Танаха, Пророков) пришло понимание, что внешний вид херувимов не может повторять образы людей и животных, даже в совмещенном виде, поэтому описание следует редактировать. Пророку Иезекиилю это удалось, вот как он описывает внешний вид херувимов: из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колёс и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырёх одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колёса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колёса. <...> и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; [а] когда они останавливались, опускали крылья свои.
(Иез. 1:5-24). Вот, задвинул мужик, так задвинул: попробуй-ка художник изобрази такое чудо. Можно конечно постараться, но только если ты Пикассо. Это из серии “приснится же такое”, у меня есть основания подозревать, что уважаемому пророку самому такая фантазия понравилась. Я так и вижу его улыбающимся, когда он это пишет. Однако, странно, крыльев-то уже четыре, а в других местах Библии целых шесть, даже Исайя(Ис.6.2) до такого не додумался, правда, он о серафимах писал, у них тоже было крыльев по три пары, но внешний их вид был более цивилизованный. Любому человеку понятно, что крыльев может быть только четное число, чтобы перемещаться в третьей плоскости достаточно и одной пары, остальные-то зачем? Это, возможно, метафора, которая говорит о том, что пророки понимали под такими странными существами не личности, как таковые, а характер действия силы Бога, - мгновенный во времени и в любой точке пространства. Вот зачем нужны именно три пары крыльев, - для мгновенного действия в трех измерениях.
Очень характерно свидетельство всеми уважаемого историка Иосифа Флавия, который категорически отказывался писать о внешнем виде этих существ, изображения которых были в Храме во множестве. Он говорил о том, что такого никто никогда не видел и не мог объяснить, что изобразили древние художники (И.Флавий, Иудейские древности, VIII. 6.5.).
Точно так же, ранняя христианская традиция вообще не имела определенных взглядов на природу херувимов (серафимов), их часто рисовали похожими, как две капли воды. Мнения разделялись в вопросе, являются ли они существами, или представляют собой художественный образ и символы действия Бога. Такой точки зрения придерживались не менее уважаемые авторитеты, как Филон Александрийский, Иероним Стридонский и Феодорит Кирский. Материал об этом можно посмотреть в Википедии, кстати, очень хорошо изложенный.
Но, как часто бывает, существует и другая точка зрения на проблему(см. Начало статьи про два подхода). Вот с этого места и начались непонятки в исследуемом вопросе. Тут уж, ученые теологи оторвались по полной, кто во что горазд. Как их только не описывали и не изображали, даже в виде детей-ангелочков с луком и стрелами. Но, эта уже тема, как говорил один мой приятель, другой диссертации, как и то, что именно находилось в ковчеге завета и на каком языке и, какими символами было написано. Если сподоблюсь, напишу в другой раз.