В одном из супермаркетов Сыктывкара наткнулся вот на это.

В 90-е годы мы получили прививку для усиления общества потребления.

Мне кажется, что в СССР существовала особая система дефицита, которая создавала культуру удержания потребления на искусственно низком уровне: один сорт колбасы, один сорт молока, один сорт масла, пару сортов сыра, хлеб черный и белый. Люди выезжавшие удивлялись на культуру общества потребления и видима именно этим была сломлена общественной поддержки коммунистической идеи. Люди захотели всеми силами зайти в общество потребления через принятие рынка и демократии. Люди ликовали что они в преддверии общества потребления. Как оказалось, общество потребления это не только 20 сортов колбасы, это еще много чего такого, что вызывает жуткое раздражение и негодование. Самое главное раздражение вызвало то, что общество потребления создает культуру постоянного выбора, во всем. И этот выбор нескончаем, будущее рисуется как нечто нестабильное требующее постоянного решения и реформирования путем выбора направления движения.

Ужас перед нестабильным стал настолько всеподавляющим, что люди опять кинули власти отчаянный и всеподавляющий заказ: "Хотим уверенности в завтрашнем дне!" Власть опять бросилась исполнять пожелание населения, но тут все оказалось не так просто. Как только возникали хоть какие-то признаки уверенности в завтрашнем дне и за нее надо было расплачиваться элементами от общества потребления произошло напряжение в сети. Для стабилизации этого напряжения власти вынуждены были включить дополнительные охладители населения, отказ от некоторых свобод: избирательных прав, свободы слова, свободы собраний, свободы доступа к информации.

Столкновение в головах у наших граждан двух культур соблазнения: культуры общества сытости и потребления с их постоянной необходимостью выбора, и культуры иллюзии уверенности в завтрашнем дне с отказом от возможности самостоятельного принятия решения и безответственностью - это основной усилитель напряжения в обществе. Потому что граждане не готовы приносить в жертву ни ту и ни другую культуру, они хотят остаться сытыми и ни принимать ни каких решений. Это не возможно. Нас ждет еще более тяжелый шок, шок отказа от стабильности, принятие нестабильной системы, как нормы. Это будет жестокая катастрофа и может быть принятие культуры нестабильности будет рассматриваться, как плата за еще более страшную нестабильность, которую порождает культура безответственности и уверенности в завтрашнем дне.

Мир, похоже, проходит эпоху нестабильных систем во всем. При этом форма системы может казаться очень стабильной, но ее стабильность сильно зависит от постоянного реформирования внутреннего содержания, если внутреннее содержание не выдерживает ритма реформирования, то внешняя оболочка разрушается и возникает только вокруг нестабильной системы.

Оригинал