Наверное, излишне повторять, что слово главы Ватикана ценнее, чем любого президента, генсека или монарха. По той простой причине, что услышат его католики всего мира, имя которым – миллиард. Но и до прихожан других церквей обязательно дойдёт, что совсем несложно в наш век коммуникаций. Вспомните, каким «ньюсмейкером» был Иоанн Павел II, попросивший прощения у всех, кто когда-либо был незаслуженно обижен при молчаливом благословении папского престола. За это и авторитет имел, который никому не снился и ещё долго не приснится. Когда он ушёл, мир осиротел и заплакал -http://rusnord.r u/oldnews/19510- 14168.html.
Пришедший за ним Бенедикт XVI был, говоря светским языком, пожиже. Если предшественник состоял в польском сопротивлении, то новый папа провёл отрочество в форме гитлерюгенда. Конечно, сложно в XXI веке свысока рассуждать и ставить диагнозы веку ХХ, тем более, детству, зависящему от того, в какой стране и при каком режиме родился. Но факт остаётся фактом – самое косвенное участие в главной трагедии ушедшего столетия бросает тень даже на понтифика. Непосредственног о участия в боевых действиях он не принимал. Мало того, в апреле 45-го дезертировал и провёл три месяца в американском лагере, но некую сопричастность преступлениям нацистов, несомненно, ощущал всю жизнь. И глубоко раскаивался (хочется верить). Читал в интернете свидетельства очевидцев, как при посещении бывшего концлагеря Освенцим ещё в ранге кардинала будущий Папа Римский воздел руки к небу: «Боже, как ты всё это допустил?!».
Вот и ушёл добровольно с поста Бенедикт, не выдержав постоянных сравнений с предшественником не в свою пользу. Себя он зарекомендовал настоящим консерватором - последовательным противником абортов, феминизма, однополых браков и гомосексуализма. Мало того, как бы в противовес Иоанну Павлу провозгласил принцип - «меньше дискуссий, больше молитв». Но именно за эту традиционность его больше всего критиковала молодёжь, проводя параллель с Каролем, старавшимся понять и примирить всех, не в пользу Йозефа (светские имена обоих понтификов). К тому же есть данные, что при последнем европейская молодёжь активно начала переходить в более либеральное и дискуссионное протестантство. В итоге удалился Бенедикт в женский монастырь… в отчуждении дух свой испытывать и плоть ущемлять.
При таком раскладе следующему папе не позавидуешь - надо выделяться. И у него это получается – после громких скандалов с педофилией и сребролюбием среди католических кардиналов выходец из аргентины поражает своим аскетизмом в быту (иногда даже пользуется общественным транспортом) и отношением к падшим (омывает ноги обитателям приютов и больниц). Дело дошло и до политики…
На минувшей неделе Папа Римский Франциск назвал массовое убийство армян в Османской империи «первым геноцидом XX века», приравняв к этому виду деяний также преступления нацизма и сталинизма. Тем самым он внёс самую серьёзную лепту в спор, который периодически будоражит российское общество – был ли Сталин эффективным менеджером или обычным вурдалаком, как и Гитлер. В наше время даже Кремль начал колебаться в этом вопросе… не то, что в 90-е.
На этом Папа не остановился и продолжил линию геноцидов ХХ века, вспомнив череду массовых убийств в Камбодже, Руанде, Бурунди и Боснии: «Сокрытие или отрицание зла подобно кровоточащей ране, которую не забинтовали». По-моему, очень точно сказано. Глубоко убеждён в том, что Россию продолжает плющить и колбасить, не в последнюю очередь из-за того, что мы ищем мотивацию и оправдание собственным убийцам, лишь бы публично не признаться в ошибках. Недавно в «Воскресном вечере» у Владимира Соловьёва политолог Владимир Никонов искал оправдания для своего деда Молотова (наркома иностранных дел в сталинском правительстве), беспрекословно сдавшего палачам свою жену, красавицу Полину Жемчужину. Не знаю, как кого, а меня с души воротило от «время было такое».
Однако центральным местом той проповеди стало порицание именно геноцида армян, ибо произнесено было во время армянской литургии в Соборе Св. Петра в Риме в память 100-летия с начала массового истребления армян в Османской империи во время Первой мировой войны. На той службе присутствовал президент Армении Серж Саргсян и многие представители Армянской церкви. Единственное, Папа Франциск придал своим словам осуждения общечеловеческое звучание, сказав, что энтузиазм, возникший в конце Второй мировой войны исчезает, а «человеческая семья» отказывается учиться на своих ошибках. «Мы ещё не выучили, что война - это безумие, бесполезная резня», - дословный перевод.
Небольшой экскурс в историю. Геноцидом или «Великим злодеянием» армяне называют события 1915-1923 годов, когда на территории Османской империи проходили массовые гонения на рядовых граждан Турции армянского происхождения. Оценки общего числа жертв разнятся от 200 тысяч в турецких источниках до полутора миллионов - в армянских. День памяти жертв геноцида отмечается 24 апреля: в этот день в Стамбуле в 1915 году были задержаны и убиты более восьмисот представителей местной интеллигенции армянского происхождения. Россия признала факт геноцида ещё в 1995 году. Турки этим повозмущались, но затихли – к тому моменту наши туристы уже оккупировали пляжи Антальи и Сиде.
Кстати, в их уголовном кодексе есть статья «очернение турецкой нации». Массовые убийства армян там объясняют «реалиями военного времени». Правда, в 2014 году турецкий премьер Реджеп Эрдоган публично извинился перед потомками погибших, но у него это вышло похоже на наше вечное «если кто-то кое-где у нас порой…».
А теперь представим себе, какой кошмар творился в Турции ровно век назад (начало кровавой резни приходится на ночь с 24 на 25 апреля 1915 г.). В течение нескольких месяцев две трети турецких армян (почти миллион триста тысяч человек) исчезли с лица земли. И это было ещё не все. К началу первой мировой войны в Османской империи из 16–20 миллионов жителей армян было около двух миллионов. Сейчас в Турции, по данным переписи, живёт приблизительно 60 тысяч армян (многие считают не лишним скрывать от соседей своё происхождение).
За что резали? За помощь армян российской армии, воевавшей с Турцией. Причём помогали армяне, жившие в России и на территории Армении, а резали своих. Заодно уничтожали религию и культуру - из 2,5 тысяч церквей и 450 монастырей осталось 40 церквей, из которых 34 в Стамбуле.
Об этом преступлении написаны сотни книг и тысячи статей, есть многочисленные фотодокументы и свидетельства очевидцев. Против Турция и сочувствующие ей мусульманские страны. Их аргумент – 200 тысяч убитых не геноцид, а историческая неизбежность. Как вам такая арифметика? Там ведь не просто убивали – там беременным женщинам животы сжигали, глаза выкалывали, живьём жгли.
В Турции одним из первых об этом факте начал громко говорить и писать турецкий журналист армянского происхождения Грант Динк. Он задал нации банальный в своей простоте вопрос: «Был народ, называвшийся армянами, он населял эти земли, его больше там нет. Что случилось?».
Однажды Динк сказал, что оба народа больны: «Армяне страдают от травмы, турки от паранойи.» Травму понять легче, а вот паранойя? К сожалению, не только турецкие власти, но и, по данным опросов, большинство населения верит в то, что армяне, как и турки, просто стали жертвами военных действий, никто специально армян не убивал, а цифры погибших –это вообще бред.
Журналиста травили патриоты и полиция, власти таскали его с одного процесса на другой. Кончилось тем, что его убили среди бела дня прямо перед входом в здание еженедельника «Агос», редактором которого он был. Знаете, какой год был? 2007-й. Совсем рядом с нашим временем. И тут произошло неслыханное: сто тысяч человек (турок и армян), шло за его гробом, скандируя: «Мы все Гранты Динки ! Мы все армяне!». Вот откуда пошло «Все мы Шарли!», так ненавистное всем адептам национал-патриотизма и религиозного мракобесия.
Очень вовремя, с моей точки зрения, Папа Римский Франциск поднял проблему, объединив геноцид армян с сталинизмом. Как ни включишь воскресным вечером телевизор, на всех центральных каналах известные в медийном пространстве люди – журналисты, политики, историки, режиссёры, депутаты… - объясняют народу, что ему нечего стесняться своего прошлого, какое бы кровавое оно ни было. Не пристало, мол, русскому человеку. Дикость азиопская…
Те же, кстати, люди исправно посещают церковь (хотя бы в престольные праздники). А совсем недавно официальный представитель РПЦ, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в эфире телепрограммы «Познер» так прокомментировал заявления социологов о росте популярности Иосифа Сталина у жителей России: «…мы знаем, что есть историческая заслуга всех тех, кто со стороны нашего государства вёл войну, чтобы мы победили, а не проиграли, и этой заслуги нельзя умалять. Но то, что были многомиллионные жертвы, репрессии, то, что был геноцид собственного населения, - это всё было. Мы не можем, не должны закрывать на это глаза. Кому-то просто нужно отрезвиться и съездить на Бутовский полигон на окраине Москвы. Там есть музей, фотографии людей, там рассказывают, что происходило: каждый день привозили и расстреливали ночью по 200 - 300 - 400 человек». И дальше священник задаёт ещё один банальный в своей простоте вопрос: «Какой вред мог принести государству 15-летний ребёнок, чтобы его надо было расстрелять вот так вот исподтишка, тайно?».
Вы слышали, чтобы кто-то подал в суд на митрополита Илариона за клевету в прямом эфире? Значит, он говорил правду, пусть и тяжёлую для тех, кто объявил себя преемниками той власти. И вот вопрос без ответа: неужели непонятно, что чести и достоинству народа и репутации государства урон наносится именно тогда, когда тупо и злобно отрицается то, что и так давно всему миру известно? Неужели признание того, что Пётр Первый строил Петербург на костях сотен тысяч до сих пор является государственной тайной? Не просто так спрашиваю – недавно один идиот с учёной степенью в телевизоре утверждал, что это поклёп на русскую историю, подрывающий национальные устои. Его даже не захлопывали…
Ну, а то, что Франциск I поставил в один ряд главные злодеяния ХХ века, за это понтифику мой респект.