Стальной сердечник
Виталий Портников, 17.04.2015
Из журнала «Грани».
Наверное, организаторы телевизионных позорищ с участием Путина уже и сами не понимают, как это все мерзко выглядит. Они работают. Оформляют студию, подбирают ведущих, рассаживают девушек у компьютеров. Потом появляется он. Скучным голосом читает доклад очередному партсъезду - цифры, производительность, надои. Потом журналист осмеливается нижайше напомнить его величеству, что в стране кризис. Величество ехидно улыбается и факт признает. Потом - Кудрин. Рассказывает, как можно было бы преодолеть кризис, если бы думали головой. Но величество призывает думать сердцем - ему так сподручнее.
Какое у него большое сердце, мы скоро увидим. Величеству быстро надоедает Россия, ему предлагают поговорить об Украине. Любимая наша тема: тут и детишки, которых танки величества выгнали из родных мест, деться им некуда, но величество обещает, что войны не будет, - тут бы и расслабиться. Но тут включают Хакасию. Потерявшая кров женщина рыдает в камеру и просит величество о помощи. Величество величественно обещают помочь.
Вот такое у него сердце. Доброе. В его стране настоящая катастрофа. Пожарище. Россия горит, исходит дымом и смрадом. Люди теряют дома и поля. В такой ситуации любой лидер демократической страны - да что там, любой уважающий себя диктатор - уже был бы на месте катастрофы. Успокаивал бы людей. Изучал бы ситуацию на месте. Демонстрировал бы деятельность государства в беде. Потому что государство - оно, собственно, и существует для того, чтобы помогать своим гражданам в ситуации, когда никто другой справиться уже не может. Это так элементарно, что не нужно даже объяснять. Эта женщина из Хакасии - она же не постановочная, она живая. И виновно в ее горе прежде всего государство, которое оказалось неспособным покончить с варварской манерой уничтожения прошлогодней травы. А президент ее страны сидит в уютной телестудии и изображает из себя волшебника изумрудного города - тоже мне Гудвин!
Раньше он все же ездил. Теперь перестал. Из президента квазидемократической республики превратился в авторитарного правителя, из авторитарного правителя - в телевизионный персонаж, "бога из машины", уверенного в собственном величии и ненужности лишних движений. Его пресс-секретарь спокойно говорит журналистам, что президент не собирается в регион бедствия, - и уже никто таким заявлениям не удивляется. Не поедет - значит, так надо. Держит руку на пульсе, послал министра - отец родной! У министра по чрезвычайным ситуациям есть задача тушить - вот он и тушит. Что президенту-то там делать?
Президент - он богдыхан. Он может войну начать, а может и не начать. Что ему Хакасия, если целый мир, затаив дыхание, как та женщина из пограничного с Украиной городка, ждет, уничтожит он его или повременит немного. Но у президента большое сердце и рука на пульсе - спите спокойно и в будущих эфирах улыбайтесь в камеру, даже если ваш дом сгорел от пожара или вы потеряли его из-за развязанной Путиным войны.
В России потому и не верят слезам, что верят самодовольным лжецам.
Худсоветская власть
Есть одна замечательная история. Однажды в Югославию приехал Шукшин. Беседуя с ним, местные кинематографисты запричитали: вот у нас, дескать, свобода творчества. У вас в СССР и коллегии, и худсоветы, вам это запрещено, то запрещено... А Шукшин им ответил: "Свобода у вас есть, а фильмы-то где?" Смысл в том, что при советской власти были и запреты, и худсоветы, но были и великие фильмы, и настоящее искусство. Тогда как сейчас при абсолютной вседозволенности мы по пальцам можем пересчитать что-либо более-менее приемлемое.
Елена Драпеко, актриса, депутат Госдумы
Но когда германская печать пишет, что "Багровый остров" - это "первый в СССР призыв к свободе печати"... она пишет правду. Я в этом сознаюсь. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, - мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода.
Михаил Булгаков. Письмо правительству СССР
Черный ужас тверка
Вот уже сто лет европейская танцевальная культура деградирует, замещаясь американскими трансформациями архаичных танцев африканских племен... Когда верхние этажи национальной культуры разрушены, вымыты из массы... то архаика, транслятором которой по всему миру уже столетие является культура США, вступает в свои права. Примитивные ритмы, примитивные жесты, примитивные реакции.
Егор Холмогоров, публицист. "Тверк дном"
Ибо в онегритянившемся мире ублюдков все человеческие понятия о прекрасном и возвышенном, все человеческие представления об идеальном будущем были бы навсегда потеряны.
Адольф Гитлер. "Моя борьба"