Прокуратура- мне не интересно…
10 марта 2015 г. я направил в прокуратуру г. Воркуты обращение по поводу несчастного случая произошедшего на ш. «Воркутинская» с ГРОЗом ООО «Северная алмазная кампания» (САК.)
Оказалось что шахтер, вроде бы и не шахтер, если страховой тариф за его гибель или увечье, работодатель платит как за работу сравнимую с разведением свиней, пчел, верблюдов и оленей и т.д.
Реальность оказалась намного хуже.
Я предполагал, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в процентах к начисленной оплате труда, по всем основаниям (доходу) застрахованных работников «добыча алмазов» составляет -1,2 %, т.к. класс профессионального риска по этому виду деятельности равен – 11.
В то время как, страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных работников, «добыча угля подземным способом» составляют - 8,5 %, т.к. класс профессионального риска равен 32.
И, если шахтер получит увечье, травму или погибнет, все выплаты будут производиться по тарифу 1,2 %, а не по 8,5%.(Как я предполагал, но ошибся.)
Но, как можно рассматривать подобное? Если гибнет или получит увечье ГРОЗ ш. «Воркутинская» и ГРОЗ ООО «Северная алмазная кампания», то выплаты за равный труд за несчастный случай отличаются в несколько раз?
В своем обращении я просил прокуратуру г. Воркуты принять меры прокурорского реагирования, по предоставленной информации, и проверить, имеет ли место массовое нарушение работников ООО «Северная алмазная кампания» и других сторонних организаций занятых на работах по добыче угля подземным способом на «Шахте Воркутинская» АО «Воркутауголь», и на других шахтах АО «Воркутауголь».
Ответ заместителя прокурора г. Воркуты вызвал у меня удивление.
Заместитель прокурора направил мое обращение в Фонд социального страхования и в пенсионный фонд, и обязал их ответить только мне. Согласно всем бюрократическим правилам, в таких случаях полагается ответить и прокуратуре.
Получается, что прокуратуру г. Воркуты уже заранее не интересует, что ответит мне ФСС и пенсионный фонд? А вдруг они мне сообщат такое, что впору бежать в ту же прокуратуру?
Выходит, что прокуратура не интересуется, что там происходит с работниками подобных ОООшек, по каким тарифам их страхуют, что происходит с такими шахтерами после травм и увечий?
Как выполняются законы Российской Федерации на территории г. Воркуты?
Странная позиция. Но, получив ответы из ФСС и Пенсионного фонда, я понял, что это только начало.
Интересные ответы.
Ответы из ФСС и Пенсионного фонда составлены по всем правилам и в соответствии с действующим законодательством. К лицам, составившим документы, и подписавшим их, претензий нет, это ответственные и компетентные люди.
Из ответа пенсионного фонда г. Воркуты (24.03.2015 г. № 01/К233) следует, что «САК» и ОАО «Воркутауголь» заключают договор.
Заказчик - ОВУ. ООО «САК» получает вознаграждение.
ОВУ не выплачивает работникам зарплату, и не является работодателем.
Работодатель ООО «САК». Основным видом деятельности «САК» является наём рабочей силы и подбор персонала (алмазы они уже не добывают)
Согласно предоставленным документам, ООО «САК» не осуществляет выплат работникам, занятым на выполнении работ с вредными и тяжелыми условиями труда.
Из ответа ФСС (№ 01.01/-39/04-3187) следует, что в 2014 г. ООО «САК» на основании предоставленных документов, как страхователь, получила страховой тариф, который по итогам предыдущего года- 0,2%, ( такой же как в розничной торговле фруктами, овощами и картофелем), а не 1,2%, как я предполагал.
На 2015 г. год страховой тариф будет установлен после предоставления до 15 апреля 2015 г. документов подтверждающий видя экономической деятельности ООО «САК» в 2014 г.
ФСС направит в ООО САК» «Требование о предоставлении документов» для проведения камеральной проверки полноты начисленных и уплаченных страхователем страховых взносов.
Также информация о размере страхового тарифа от Н/С установленного ООО «САК» на 2015 г. будет направлена в прокуратуру.
Перевод на русский.
А теперь всё это переложим на обычные, житейские понятия. Для того чтобы добывать уголь подземным способом, предприятие (шахта) должно застраховать своих работников, и выплачивать 8,5% в ФСС с зарплаты шахтера, провести спец.оценку рабочих мест, установить выплаты за выполнение работ с вредными и тяжелыми условиями труда.
Но, имеется ООО «САК» с которым заключается договор и она получает вознаграждение за оказанные услуги и выполненные работы. ООО «САК» нанимает шахтеров, и они работают в шахте как ГРОЗы, ГРП, монтажники, проходчики, и т.д.
Но, поскольку в видах основной деятельности ООО «САК» указано – «наём рабочей силы и подбор персонала», то страховые выплаты этим шахтерам уменьшаются в 42 раза! (8,5:0,2=42,5).
В данном случае ООО «САК» (из ответа пенсионного фонда) является работодателем.
Однако, работы выполняемые работниками ООО «САК» относятся к виду деятельности – «добыча угля подземным способом» и «горные работы», т.е. не могут работники ООО «САК» заниматься чем-то другим, что отличает их от работников шахты. Для них существует тот же список №1 профессий дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Все виды работ в шахте строго регламентированы, на каждую работу установлены допуски, правила, права и регламенты.
Работник с правами сантехника, тракториста или сварщика в шахте не могут работать.
Или ООО «САК» отправляет в шахту работников с правами «углекопа»?
Кроме того, существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 004-93, утвержденный Министерством экономики РФ. И там установлено, что такое вид деятельности «наём рабочей силы и подбор персонала». Это-
«Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с поиском персонала, отбором кандидатов и распределением по местам работы в любой области. Такие услуги могут предоставляться потенциальному работодателю или потенциальному работнику и могут включать описание вида работ, отбор и проверку лиц, претендующих на получение работы, проверку характеристик и т.п. Административная деятельность по поиску и размещению рабочей силы включается данную подгруппу, как и деятельность по найму рабочей силы агентством по обеспечению на подрядной основе других работодателей наемной силой, преимущественно для выполнения временных работ».
Ни больше, ни меньше.
И именно по этой деятельности, выставляется страховой тариф 0,2%
Как видно, здесь не предусмотрено, что организации, подобные ООО «САК» заключают договоры на выполнение каких-либо работ, на которые требуются специальные квалификации, лицензии и допуски, как в горной промышленности. А потом, силами своих же нанятых работников выполняют их.
Так есть ли у работников ООО «САК» соответствующая квалификация, есть ли соответствующие допуски, или их нет? Если есть, то почему страховой тариф 0,2%? Почему в пенсионный фонд нет установленных выплат ?
Прокуратура вопросов не задает?
Красивые слова – «Аутсортинг» ! «Аутстаффинг»!
Когда наши эффективные предприниматели, хотят замаскировать свою сомнительную деятельность, они применяют заграничные загадочные термины. Вместо русских слов душегуб, убийца применяют слово - «киллер», вместо слов блудница, проститутка – «путана» и т.д.
И уже не так страшно и противно.
Предоставим слово такому специалисту:
«Главной обязанностью аутстаффера является предоставление работников, с которыми у него оформлены трудовые отношения, заказчику. При этом он обязан предоставить работников определенной профессии и квалификации.
Заказчик обязан оплатить услуги исполнителя. Другие права и обязанности устанавливаются сторонами по договоренности. Отметим, что договор предоставления персонала не является трудовым. Трудовые отношения возникают между работником и аутстаффером (передающей стороной).
Между тем рабочий процесс требует установления определенных прав и обязанностей принимающей стороны в отношении заемных работников.
В договоре предоставления персонала стоит указать на право принимающей стороны требовать от направленного работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу принимающей стороны (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у принимающей стороны) и других работников принимающей стороны, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка принимающей стороны.
Логична также обязанность принимающей стороны обеспечить направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для выполнения им трудовых обязанностей.
В обязанности принимающей стороны также следует включить возможность отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в ч. 1 ст. 76 ТК РФ.
При этом о случаях отстранения от работы или недопущения к работе направленного работника принимающая сторона обязана незамедлительно известить работодателя.
Все эти условия отражаются в трудовом договоре между аутстаффером и работником»
(Документ предоставлен КонсультантПлюс. Елена Карсетская, ведущий эксперт издательско-консалтинговой группы "АйСи Групп")
С 2016 года, вступает в силу Закон РФ №116-ФЗ от 5 мая 2014 г. который, упорядочивает деятельность таких фирм, поднимает уровень защищенности рабочих от действий подобных выдумщиков. Если они снова не начнут придумывать новые слова и термины наподобие «аутнафинг» или «нефигсортинг», применяя буйную фантазию, для удовлетворения своей корысти.
Знает лиса 40 сказок – но все про курицу.
Так и многие предприниматели, знают сотни слов, словосочетаний, иностранных или русских, придумывают различные комбинации, лишь бы уменьшить налоги и затраты на рабочую силу.
Но, в данном случае во всех договорах указано – «трудовой договор».
И не важно, с кем шахтер заключает договор - с ОВУ ш. «Воркутинская» или с «аутстаффером».
Есть «трудовой договор», и он автоматически влечет за собой применение всего Трудового кодекса РФ, всех Законов РФ, Постановлений правительства РФ, приказов министерств и т.д.
Работодатель обязан отправить работника на рабочее место прошедшее спец.оценку, застраховать работника в соответствии с группой риска и т.д.
В данном случае работник ООО «САК» имел профессию ГРОЗа, и в штатном расписании шахты есть должность ГОРЗ, и рабочее место на котором он работал, получило спец.оценку (или аттестовано), и за своих ГРОЗов шахта платит страховые взносы в размере 8,5%, то и ООО «САК» обязано также выплачивать 8,5% взносов, а не 0,2% (самый низший класс профессионального риска) т.к. как только человек спустился под землю на своё рабочее место, он получил страховой тариф 8,5%, и попадает в список №1.
А если «аутстаффер» направил своих работников на рабочие места не прошедшие спец.оценку, не платит страховые взносы как за работников занимающихся «подземной добычей угля», то возникает масса вопросов, и один хуже другого.
И последний вопрос заканчивается статьей 143 Уголовного Кодекса РФ - «Нарушение правил охраны труда» или 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».
Но, как я понял, прокуратуре это не интересно. Хотя речь идет о массовом и длительно длящемся нарушении прав рабочих работающих у различных «аутстафферов» на территории г. Воркуты.
Но, закрыто око государево?
Депутат совета Воркуты Валентин Копасов