12 апреля 2015 . Гагарин. Распятие
Бумага, акрил, клей, стена.

 

На 12 апреля 2015 года пришлось сразу два больших праздника: день Космонавтики и Пасха. Мне кажется, такое стечение календарных обстоятельств очень символично, ведь наука и религия долгое время находились по разные стороны баррикад, пытаясь отвоевать свою долю влияния на умы. Работа «Гагарин. Распятие» - моя попытка говорить на тему этого многовекового противостояния языком современного искусства.

В Средние века жертвой борьбы стали Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие мыслители, «продвигавшие» научные теории об устройстве Вселенной. Советская власть без стеснения использовала здания храмов как склады, клубы или производственные помещения (свято место пусто не бывает), репрессировала священнослужителей. А духовным воспитанием народа вместо священников активно занимались строители коммунизма – при непосредственном участии ученых-атеистов. Попытки объяснить происхождение мира продолжались. 
 

Мне кажется, в настоящее время силы науки и религии стали приходить в хрупкое равновесие. Российская наука уже не так сильно влияет на нашу духовную (и экономическую) жизнь. При этом космонавтика, флагман русской науки, до сих пор не сдает позиций и считается лучшей в мире. Она остается оплотом духа современного Фомы Неверующего. Духовенство, оправившись после советского прессинга, набирает сил – Государство помогает вернуть церкви диверсифицированные храмы и прочую недвижимость. Верующих становится все больше - среди как простого люда, так и видных политиков. Науке и религии больше незачем делить сферы влияния и соперничать за лояльность хозяина-Государства… Но охота на ведьм продолжается: религия отныне инквизирует представителей современного искусства, а наука стала догматичной как средневековая церковь и отлучает носителей альтернативных точек зрения от признания и практической реализации проектов… 
 

Почему Гагарин?.. Это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества. Тяга к звездам притянула его болтами к стальному кресту. И он стал супер-звездой – как Иисус Христос! Его образ используется государством как икона патриотизма. Он воскрес в медийном пространстве, в нашей памяти и уже никогда не умрет. 
Место выбрано неслучайно. Стена находится рядом с бывшим ракетным училищем, в том же квартале расположен Спасо-Преображенский Кафедральный Собор, в советское время вместивший Пермскую Государственную галерею. Она хранит уникальную коллекцию Пермской деревянной скульптуры (Пермские Боги) - это единственные в России изображения Христа в объеме. Сейчас здание Собора возвращено Православной церкви, власти уже официально передали его РПЦ – галерея должна освободить здание; правда, нового места для огромной коллекции пока не выделено и не построено, поэтому галерея продолжает работу – по сути, на птичьих правах.
 

Мне хочется предостеречь науку и религию от новых ошибок, подобных сжиганию Джордано Бруно. Чтобы потом через много лет не пришлось реабилитировать каких-нибудь невинно замученных творцов – художников, музыкантов, изобретателей, подвергающих сомнению устоявшиеся догмы. Такие люди часто остаются непонятыми – просто они родились слишком рано, их идеи опережают свое время.
 

ПС: А еще я заметил интересное сходство в методах освоения пространства РПЦ и граффити-райтеров. Всем известно, что своими именами на стенах граффитчики как будто метят территорию. Чем больше раз ты напишешь свое имя на стене, то есть, чем больше территории ты захватил, тем ты круче! Церковь поступает аналогичным способом. Только вместо надписей они метят территорию крестами. Крест означает, что это красивое место понравилось кому-то из православных, и он планирует построить здесь храм. Своим нарисованным крестом я решил по такому же принципу застолбить хорошую стену для будущих масштабных стрит-арт проектов!..

Александр Жунев, художник, г. Пермь

 

Оригинал