Заманиловщина

Владимир Абаринов, 08.04.2015

 

Из журнала «Грани».

25 февраля 1917 года небывалым по роскоши и эффектности спектаклем Мейерхольда "Маскарад" простилась с миром и канула в небытие императорская Россия. На премьере в Александринском театре был весь петербургский бомонд. "Это пустое и громоздкое зрелище, - писал в своей рецензии "Напрасная красота" художник Александр Бенуа, - было последним бесцельным фейерверком на фоне только что умершего прошлого".

23 февраля 2014 года помпезной церемонией закрытия Олимпиады попрощалась с миром империя советская. Остатки олимпийской мишуры пойдут на оформление праздника Победы. Но это мероприятие пройдет уже совсем в другой обстановке, в спертой атмосфере осажденной крепости. Россия лишилась всех своих союзников по той войне и празднует юбилей в расколотой стране.

А ведь это последняя круглая годовщина Победы. Через пять лет умрут последние ветераны, и Великая Отечественная окончательно обратится в миф вроде войны 1812 года, Полтавской баталии или Ледового побоища. Какой же нам придумают новый общенародный праздник? Пресловутый День народного единства, учрежденный по случаю "изгнания из Кремля польских интервентов" в XVII веке, с самого начала стал днем народного разъединения. Афганская и обе чеченские войны – не повод для торжества. Крымская виктория была спецоперацией и совершилась тихой сапой. А новоросскому мятежу конца не видно.

Нет сегодня в России события, которое бы сплачивало, а не разводило граждан по разные стороны баррикад. Президенту и не требуется никакое сплочение - он руководит по принципу "разделяй и властвуй". 17 марта на заседании оргкомитета "Победа" он опять вещал о кознях фальсификаторов, искажающих историю в угоду мировой закулисе:

Сегодня мы видим не только, к сожалению, попытки переиначить, исказить события той войны, но и циничную, ничем не прикрытую ложь, наглое очернительство целого поколения людей, отдавших практически все этой Победе, отстоявших мир на земле... Их цель понятна: подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса страны-победительницы – со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх.

С мая прошлого года в России действует федеральный закон, карающий за "распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны". В Думу внесен законопроект, устанавливающий запрет на распространение "информации, умаляющей заслуги погибших при защите Отечества, авторитет Российской империи, СССР, Российской Федерации, их вооруженных сил". Российские суды запрещают исторические исследования о войне как экстремистские. Министерство Правды уже работает без устали, но энтузиастам введения единомыслия в России все мало:

России необходима активная, тотальная, наступательная и патриотичная историческая политика, охватывающая все - семью, детский сад, школы, вузы, а также кино, интернет, СМИ и литературу. Консолидировавшись вокруг лидера, российское общество ждет от элит идеологической мобилизации, системной политической работы, направленной на закрепление тех патриотических чувств, что есть сегодня в душах россиян. Враги пробуют нас "на слабо", стремясь сбить с пути, расколоть наше общество. Не дождутся!

Кругом враги, внешние и внутренние, против которых ополчилась Россия, "стальной щетиною сверкая". Никогда еще столь болезненно не стоял вопрос об участии в московских победных празднествах знатных иностранцев.

В 1995-м вопрос тоже стоял остро. Кремль тогда тоже политизировал свои приглашения. Администрация США грамотно воспользовалась сложившейся ситуацией. В результате уже сам факт визита Клинтона выглядел как политическая уступка, требующая встречных шагов. 9 мая супруги Клинтон в полной мере насладились ролью свадебного генерала и писаной торбы. Нужно было видеть, как перед началом церемонии на Поклонной горе Ельцин и Черномырдин, завидев Клинтонов и спохватившись, пересаживают своих жен во второй ряд, чтобы освободить места рядом с собой для Билла и Хиллари.

Через неделю после Дня Победы, 16 мая, официальный представитель МИДа Григорий Карасин заявил, что Москва, "естественно, будет помнить", кто приехал на торжества, а кто отказался. "Никто не может запретить российскому народу и руководству страны обладать памятью", - с пафосом произнес он.

Были проблемы с зарубежными гостями и в 2000 году, и позже. Однако тогда отношения все еще считались партнерскими. А сегодня Россия пребывает в откровенно враждебных отношениях со свободным миром и все-таки упорно пытается затащить врагов за праздничный стол. На упомянутом выше заседании Сергей Лавров назвал цифру 26. Сергей Иванов сообщил на днях, что в Москву приедут 25 лидеров, но это цифра не окончательная.

Не исключено, что в списке появятся имена президентов Вануату и Науру, отношения с которыми у России развиваются особенно успешно. Ведь эти государства тоже участвовали во Второй мировой.

Кстати, именно Вануату - родина карго-культа, который получил столь бурное развитие в России, где значение имеет лишь ритуал и вывеска, а не суть.