В Красноуфимском уезде Пермской губернии начинали отмечать Куэче в Великую среду. 

Сначала поминали и угощали умерших родителей и родственников: ставили на лавку около порога блины, оладьи, крашеные яйца и две пустые чашки, перед ними клали гнилушку, в неё втыкали деревянные спицы, на которые надевали по короткой восковой свече. Свечи зажигали. Кланялись умершим, прося покушать: кочь, кочь, кочь! (ешь, ешь, ешь!). Ели ритуальную еду, пили по очереди из круговой чаши, отливая умершим в пустые чашки вина и пива. Затем всё положенное в чашки выбрасывали на улицу собакам. Считалось, что если собаки раздерутся, то умерший живёт весело!
 

Любопытный факт: крашеные яйца дети продавали татарам.


В четверг, пятницу и субботу было запрещено работать: даже корм скоту давали не руками, а сталкивали сено с крыш ногами. Не топили печей, ели всё холодное. 

На Пасху женщины вставали рано, мылись в бане и стряпали. После них мылись мужчины и, нарядившись в чистое, собирались в одну избу для молитвы, брали с собой блины в блюдах, пиво и деньги. Моленье вёл "мулла": просил бога (Юмо) о благоденствии и мире, урожае, здоровье, чтобы не было гроз и наводнений... Все присутствующие кланялись, сначала стоя на ногах, потом на коленях. 

По окончании молитв мулла отрывал от трёх блинов из каждого блюда по кусочку и клал в чашку, после чего поливал три раза пивом, а потом бросал всё это в разведённый на шестке огонь. При этом обращался к огню (как божеству-посреднику) с просьбой сказать Юмо, чтобы тот простил, если моленье было неправильным. Потом спрашивал у каждого, хорошо ли он молился, и давал ему часть блина и пива. В заключение поздравлял всех с праздником. 

Собранные в кучу блины складывали, не считая, обратно в блюда. Бытовало поверье: если в чьё-то блюдо попадётся блинов больше, чем этот человек принёс, - это к прибыли. Если меньше - к убытку.

Женщины в богослужении не участвовали: стояли в сенях, в ожидании блюд с блинами.

Любопытный факт: бездетные женщины старались выпить пива, стоявшего в избе при молении, чтобы забеременеть. 

Заканчивалось моленье пивом и вином в складчину (полведра). Выпив всё это, расходились с песнями, заходили друг к другу в гости.

Пепел, оставшийся после моленья, считался священным: его сметали с шестка в печь, чтобы, например, не обнюхала кошка.
 
 
Оригинал