Интервью Костромскому Бизнес-журналу
Знаменитый парижский ресторан? Нет. Легендарный станковый пулемет? Нет. Международный мужской журнал? Опять мимо. Костромская компания по производству мягкой мебели и одноименный салон — вот что такое «Максим».
В сентябре мебельной фирме «Максим» исполняется 22 года. В канун этого знаменательного события «Костромской Бизнес - журнал» встретился с Максимом Постниковым — руководителем этой компании, отдавшим своему детищу все, даже имя.
Максим Леонидович, насколько успешен сегодня мебельный бизнес?
Ситуация на мебельном рынке сегодня переменчива. Затяжной кризис 2008 года вносит существенные коррективы в нашу деятельность. Приходится диверсифицироваться.
В настоящее время сложно выбрать сегмент для работы. Если раньше мы ориентировались на средний класс, то сегодня основную долю рынка занимает эконом. В последнее время в силу целого ряда факторов, в том числе и внешнеполитических, покупательная способность населения изменилась.
В салоне «Максим» представлена мебель не только собственного производства, но и сторонних брендов?
Да. Значительная часть представленной на двух этажах салона «Максим» продукции произведена нами. Но если мы на выставках встречаем продукцию высокого качества, то берем и на нее заказы.
Что касается премиум-класса, сын Алексей у нас специализируется на продаже итальянской мебели Relotti. Эта ниша сегодня тоже востребована, хотя лично я никогда бы не решился заниматься данным сегментом. Однако у него неплохо получается. Он отселился от нас, арендовав помещение в ТЦ «Шкатулка» на улице Советской, 28.
Вы упомянули про диверсификацию бизнеса. А правда, что с некоторых пор кроме производства мебели Вы занимаетесь еще и строительством?
Правда. У нас был в этой сфере некоторый опыт — мы построили свой дом, провели реконструкцию здания, в котором располагается салон, на ул. Сенной, 22, реконструировали фабрику и еще ряд объектов. Поэтому решили продолжить данную деятельность и зарегистрировали компанию «Максимстрой», генеральным директором которой я являюсь. В этой сфере встретил людей, у которых есть чему поучиться.
Строительство — непростой бизнес, но, по крайней мере, это сегодня один из немногих растущих мультипликаторов экономики.
Мы строим жилье эконом-класса, в основном однокомнатные квартиры, наиболее востребованные на рынке. Планируем строить «под ключ» — жилье будет не просто с отделкой, но и с мебелью, как это делается на западном рынке по принципу «покупай, заезжай и живи».
Получается, что у вас квартиры — это бонус к мебели?
Нет, конечно. Наоборот, мебель — бонус к квартирам.
На совещании в областной администрации звучали опасения, что резкое наращивание темпов жилищного строительства может обрушить региональный рынок жилья. Вы не считаете такую угрозу реальной?
Я считаю, что перенасыщение рынка нам пока не грозит. По крайней мере, по европейским меркам обеспеченность наших граждан жильем крайне низка.
До тех пор, пока тема урбанизации будет актуальной, потребность в жилье будет высокой. Кстати, пока у нас нет внятной государственной политики на этот счет, хотя проблема стоит очень остро.
Сегодня много говорится о пятом месте, которое Костромская область заняла в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном Агентством стратегических инициатив. Вы, как бизнесмен и как инвестор, согласны с такой оценкой деятельности региональной власти в вопросе создания благоприятного инвестиционного климата?
Сегодня в нашей области можно заниматься бизнесом, строительством, производством. Но нужно делать поправку на то, что произошло с рынком. А он изменился. И каким бы потенциалом ты ни обладал, если целая отрасль экономики проседает, то это непременно негативно отразится на результате твоей работы.
На сегодняшний день у предпринимателей уже нет пресловутых комиссий по мобилизации доходов, нет тех варваров, которые во чьему-то распоряжению «болгарками» срезали вывески с магазинов.
Что касается оценки АСИ, мы хороши по всем показателям, кроме инфраструктуры. Вот в части дорог нам есть куда стремиться. Можно вспомнить, что в 2006 году регион занимал второе место в стране по инвестиционной привлекательности и комфортности региона для бизнеса.
Как Вы оцениваете озвучиваемые в последнее время планы правительства увеличить налоги, в частности, вернуть налог с продаж?
Бизнес всегда будет сопротивляться подобным попыткам, поэтому моя оценка в этом вопросе, естественно, отрицательная.
Другое дело, что надо разделять потребности бизнеса и возможности бюджета. Если этот налог в условиях хронической дефицитности региональных и муниципальных бюджетов спасает ситуацию, то его нужно воспринимать как неизбежность. Поэтому, не одобряя любой рост налогового бремени на бизнес, я отношусь к этому с пониманием.
На протяжении нескольких десятилетий Вы последовательны в своих политических взглядах. Но сегодня в свете последних событий либеральная идея у нас непопулярна как никогда. А может, у либерализма в России вообще нет перспектив?
Большой любви к либералам нет нигде в мире. В цивилизованных странах либералы занимают политическую нишу примерно в 15 процентов. Но, как говорится, потри либерала, и он окажется государственником; присмотрись к любому государственнику, и найдешь в нем много либерального. Все эти понятия очень размыты. Но я абсолютно точно являюсь приверженцем рыночной экономики и убежден, что частное предприятие эффективнее государственного.
То есть Вы считаете, что рынок способен сам все отрегулировать и никакого вмешательства государства в экономику не требуется?
В некоторых отраслях рыночное регулирование является достаточным, в некоторых требуется участие государства. Знаете, у меня отец всю жизнь проработал в энергетике, так вот он всегда приводил в пример Маргарет Тетчер, которая в свое время национализировала энергетику, и это решение оказалось оправданным.
В областной думе Вы являетесь одним из двух депутатов, не входящих в партийные фракции. Статус независимого депутата помогает Вам в работе или же, наоборот, ограничивает возможности?
Нами создана депутатская группа «Деловая Россия», которая объединяет четырех депутатов разных политических взглядов.
В своем нынешнем статусе я чувствую себя комфортно. Два дня назад мне позвонили жители округа и сообщили, что в их домах нет воды. Я связался с директором «Водоканала» Павлом Евгеньевичем Пылевым, и уже на следующий день проблема разрешилась. И я был искренне рад тому, что смог помочь людям. Вот это для меня важнее, чем принадлежность к той или иной партийной фракции.
А какие отношения Вас связывают с партией «Гражданская платформа»?
Я лично знаю Михаила Дмитриевича Прохорова, время от времени с ним общаюсь. Хотелось бы, чтобы он приехал в наш город. Такие переговоры ведутся. Поскольку на сегодняшний день он является одним из крупнейших бизнесменов России, его можно рассматривать как инвестора.
Или как налогового донора...
Возможно, он мог бы выступить и в этом качестве, но я как-то больше верю в созидательные процессы. Ведь даже если взять салон «Максим» на ул. Сенной, 22/22, — он размещается в здании, которому более двух веков и который в свое время служил резиденцией графа Воронцова.
Мы расселили полсотни человек, выделили всем семьям отдельные квартиры, а историческое здание реконструировали, восстановили. Согласитесь, это тоже созидательный процесс.
И еще вопрос к Вам, как к депутату, причем депутату от Заволжского округа: как Вы относитесь к возможности строительства второго моста через Волгу в рамках государственно-частного партнерства, но при условии, что этот мост будет платным?
Второй мост нужен. И пусть он будет платным, главное, чтобы он был. Если других вариантов нет, и если стоимость проезда по мосту будет разумной, то как можно к этому относиться отрицательно?
Считаю, нам надо просто приучиться говорить правду. Если нет денег, то не нужно обещать. Не в моем стиле петь дифирамбы руководителю области, но его позиция «надо жить по средствам» заслуживает уважения.
Меняются ли с годами Ваши взгляды, ценности, отношение к жизни?
За последние годы в моей жизни ничего кардинально не поменялось — та же семья, те же друзья, то же производство. Мы проводим соревнования, после шестилетнего перерыва возобновили велотур «Виктория», традиционно организуем танцевальный турнир «Бал у Максима» и конкурс семейного творчества «Мисс Малышка».
Если говорить о моих политических воззрениях, то здесь все давно «устаканилось».
Что касается личных моментов, у меня растут четыре внучки, и это ко многому обязывает.
Мне представляется, я не сильно изменился за последние годы. Разве что меньше стало каких-то внешних эмоциональных проявлений. Зато желание трудиться, созидать, что-то менять к лучшему не пропало.
В сентябре исполняется 22 года фирме «Максим». Что хотите пожелать сотрудникам, партнерам и костромичам?
Всем хорошего настроения, достатка, мира, исполнения желаний. Мы всегда работали честно, для людей, намерены продолжать это делать и дальше. Поэтому желаю всем хороших заказов в фирме «Максим».