Недавно разбился на юге Франции самолёт авиакампании "Germanwings", следующего из Барселоны в Дюссельдорф. Погибло 144 пассажира и 6 членов экипажа. Официальная версия- психическая неустойчивость второго пилота Андреаса Любица. Он учился на пилота в Германии и США. Принимал психотропное, полтора года лечился у психиатра, имел проблемы со зрением, был на больничном, но вышел в свой последний полёт. Экипаж - командир и второй пилот. (Из публикаций в Интернете).

Могло ли такое случиться в Советском Союзе, где основным перевозчиком выступала государственная авиакомпания "Аэрофлот". Практически такого случая не было. А теоретически:

На воздушных судах такого типа (аналог Ту-154) экипаж состоит из командира, второго пилота, штурмана и бортинженера, минимум- 4 человека. На лайнерах низшего класса ( Ан-24) состав постоянный экипажа: командир, второй пилот, бортмеханик, иногда штурман, минимум- 3 человека.

То есть, если один из экипажа выходил в пассажирский салон, в кабине всегда оставались минимум 2-3 человека. И это без учёта проверяющих (инспектора, командного состава лётного отряда, эскадрильи).

Второе - налёт часов у покойного Любица небольшой ( 630) час. На кресло второго пилота в СССР на среднюю и дальнюю магистраль усаживались в основном опытные пилоты, за плечами которых уже был многолетний опыт полётов в народном хозяйстве, в основном сельхозавиации ( АН-2). С таким "молодым" немцем, в СССР обязательно полетели бы проверяющий или штурман.

Третье - насчёт психологического отбора. Обязательный психологический отбор ещё в авиационном училище. Потом ежегодная лётная экспертная комиссия ( ВЛЭК). Допуск к полётам - предполётный медосмотр. И постоянно под наблюдением врачей. Если заболел или диагнозы, обследования, лечение, попробуй в санаторий по рекомендации ВЛЭК не съезди- жди больших неприятностей.

Помню своё прохождение профессионального психологического отбора в г. Якутске ( Центр Якутского Управления Гражданской Авиации).

Вопросов много было. Но в память "врезались" вопросы по часам, компасу, авиагоризонту и определение реакции. У одного нашего командира Иванова выявился уровень - выше среднего, а другой молоденький якут не справился с "часами" и попрощался с авиацией. Отбор был строгий, но справедливый. А Аэрофлот - лучшей в мире!

Катастрофа с самолётом германской авиакомпании напоминает, что частная авиакомпания не панацея безопасного полёта.

В Советском Союзе такого трагического случая НЕ МОГЛО БЫТЬ.

С уважением Юрий Шалангин.