Медиафрения. Асимметричная информационная война

24 МАРТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

 

Из «Ежедневного журнала».


Российские телеведущие любят рассказывать в эфире анекдоты. Берут пример с Путина. Путин любит изумлять иностранцев шутками ниже пояса, например, про бабушку и дедушку, или историей про первую брачную ночь, от которой Меркель до сих пор в дрожь бросает. От путинской шутки, не от ночи. У телеведущих диапазон анекдотов шире, но есть один, любимый, который практически каждый уважающий себя ведущий федерального канала хоть раз, но рассказал в эфире. Анекдот про танкистов и информационную войну. Последний раз в программе «Время покажет» этот анекдот рассказал по Первому каналу Петр Толстой. Беседа двух российских танкистов в Мариуполе, один из которых говорит другому: «А все-таки жаль, что информационную войну мы проиграли!». В других вариантах Мариуполь заменяют на Киев, Берлин или Вашингтон, а российских танкистов на танкистов Новороссии или ДНР. Анекдот воспроизводит мифологему о могучем русском народе, который всегда побеждает в реальной, «честной» войне, но в силу своей бесхитростности и правдивости вечно проигрывает в войне информационной, войне лжи.

Мифологема лживая в обеих своих частях. Про непобедимость России пока еще можно узнать, посмотрев в книгах по истории, например, итоги русско-японской, Первой мировой, советско-финской и афганской войн. Надо спешить, пока мединские не объявили всю историческую литературу экстремистской и не скрыли историю России под слоем псевдопатриотической патоки. Что же касается информационной войны, то она имеет весьма странный, практически односторонний характер. Россия вкладывается в эту войну всей мощью, рассматривая свои информационные войска в качестве главного рода войск.

На минувшей неделе правительство РФ это доказало, внеся поправки в бюджет. Были существенно сокращены расходы на культуру, образование, ЖКХ, охрану окружающей среды, даже на оборону и безопасность траты пусть немного, но урезаны. Расходы на пропаганду в условиях кризиса увеличены на 3,1% и составили 72,1 млрд рублей. Бюджет RussiaTodayвырос на 5,47 млрд и составил 20,85 млрд рублей, бюджет ТАСС вырос с 1,63 до 2,62 млрд рублей.

Российская пропаганда вещает на США, Европу, Ближний Восток, не говоря уже о странах постсоветского пространства, где российские телеканалы до недавнего времени доминировали, но и сегодня составляют заметную и весьма влиятельную часть медийного поля.

Кто «воюет» с другой стороны? Радио «Свобода» и Би-Би-Си, которых больше нет в российском эфире и которые стали обычными интернет-ресурсами, наподобие заблокированных «Граней», «ЕЖа» и сайта «Каспаров.ру»? Или, может быть, украинские телеканалы или украинские газеты? Кто-то из россиян встречал их в своих телевизорах или в ближайших киосках? Даже если кто-то очень сильно захочет познакомиться с украинским взглядом на события и найдет украинские СМИ в интернете, роль цензуры выполнит языковой барьер. Россияне не знают украинского языка, а украинцы русский знают поголовно.

Последнее время Украина пытается сопротивляться. Главных телелжецов перестали пускать, российские телеканалы заблокированы. Помогает плохо. В конце февраля 2015 года Киевский международный институт социологии провел исследование о том, как работает российская пропаганда в зоне конфликта на востоке Украины. Методом интервью опросили 561 гражданина Украины из пяти областей, Харьковской, Одесской, Херсонской, Донецкой и Луганской, включая территории «ДНР-ЛНР».

Несмотря на блокировку, на территориях, подконтрольных украинским властям, 28% опрошенных сказали, что имеют доступ к российским телеканалам, украинские каналы могут смотреть 91%.

На территориях «ДНР-ЛНР» российские телеканалы доступны 63% опрошенных, украинские телеканалы может смотреть 61% жителей, живущих в «ДНР-ЛНР».

На вопрос о том, насколько объективна информация, которую транслируют различные телеканалы, ответы граждан востока Украины сильно разнились в зависимости от места их проживания.

Вот ответы жителей территорий юго-восточных областей, контролируемых Украиной:

                                      Объективны  Необъективны  Трудно сказать  Не смотрю

Украинские телеканалы:         43%            31%                  23%             3%

Российские телеканалы:          7%             43%                  15%            35%

 

А вот как отвечали жители «ДНР-ЛНР»:

                                      Объективны  Необъективны  Трудно сказать  Не смотрю

Украинские телеканалы:         13%             52%                16%              19%

Российские телеканалы:          36%             27%                23%              14%

 

Несмотря на недоверие к российской пропаганде, граждане востока Украины пока еще находятся в поле тяготения российских медиа. Об этом свидетельствует несколько более высокое внимание к выступлениям российских журналистов по сравнению со своими, украинскими.

«Выступления каких российских журналистов и аналитиков за последний месяц привлекли ваше внимание? Были объективными?»:

                                  Привлекли внимание   Были объективными

Дмитрий Киселев                       28%                         8%

Владимир Познер                       18%                        11%

Александр Гордон                      14%                         8%       

Андрей Илларионов                      7%                        3%

Сергей Доренко                           6%                         2%

Алексей Венедиктов                    5%                          3%

 

Ответы граждан востока Украины на тот же вопрос в отношении украинских журналистов и аналитиков:

                                Привлекли внимание   Были объективными

Евгений Киселев                         21%                       14%

Олесь Бузина                              15%                        9%

Андрей Куликов                          12%                        6%

Матвей Ганапольский                    7%                        5%

Виталий Портников                       7%                        4%

 

Понятно, что данные по Украине в целом были бы иными, известность российских журналистов была бы, возможно, ниже, не говоря уже о доверии к ним, иным был бы и набор украинских журналистов. Но очевидно и то, что ни в одном российском регионе, как и в целом по России, известность любого украинского журналиста и аналитика не превысит статистической погрешности. Информационные отношения Россия-Украина носят абсолютно однонаправленный, асимметричный характер. Информационная война, безусловно, есть, но ведет ее одна сторона, вторая лишь пытается защищаться.

 

Кокон фашизма

Направление главного удара в информационной войне, которую ведет российская пропаганда, это граждане России, их мозги. Самым высоким поражающим эффектом для русских мозгов обладает слово «фашизм». Трудно найти в России семью, в которой это слово не вызывало бы ощущение абсолютного зла. Более года из всех орудий главного телевизионного калибра в мозг россиян вбивалось, что в Украине к власти пришли фашисты. Картины разрушенных домов Донбасса, плачущих детей и стариков встык монтировались с кадрами хроники Великой Отечественной. Нокаутирующий удар по правому полушарию, отвечающему за образы, ассоциации, воображение. Левое полушарие, ответственное за логику и рацио, при этом наглухо блокировалось. За год оба понятия сварились в одно, образовали в сознании нераздельное целое: Пушкин-поэт, яблоко-фрукт, Украина-фашизм.

За этот же самый год реальный фашизм продолжал клубковаться в России. Об этом, естественно, ни полслова в федеральных СМИ. В минувшие выходные 22.03.2015 в Санкт-Петербурге состоялсяМеждународный русский консервативный форум, на который приехали те, кого в Европе называют неонацистами. Собрались те, кого за пороки изгнали из ада. Вот, например, бывший председатель ультрарадикальной Британской национальной партии Ник Гриффин: исключен из партии за чрезмерный расизм, антисемитизм, отрицание Холокоста. Вот бывший председатель Национально-демократической партии Германии Удо Фойгт, имеющий условный срок за восхваление Ваффен-СС. А вот уже продукт отечественного производства: офицер армии ДНР Алексей Мильчаков, в недавнем прошлом наци-скинхед, обожавший публиковать в социальных сетях свои фото то с флагом нацистской Германии, то с отрезанной головой щенка.

От этого «русского консервативного форума» шибало таким густым фашистским духом, что побрезговали приехать даже те из европейских наци, которые хоть как-то присматривают за своей репутацией. Предпочли дистанцироваться от шабаша русского фашизма представители «Национального фронта» Марин Ле Пен, венгерского «Йоббика» («За лучшую Венгрию»), Датской народной партии. Зато в числе организаторов шабаша отметились российская партия «Родина», выпестованная нынешним вице-премьером Рогозиным, и Институт национальной стратегии прокремлевского политолога Михаила Ремизова.

Неделю назад, 16.03.2015, все телеканалы и прокремлевская пресса кипели от возмущения, рассказывая о марше легионеров СС в Риге. Телевизионный мэтр Владимир Познер разразился гневным блогом, в котором заклеймил лидеров Запада за их молчание по данному поводу. Сегодня крупное фашистское сборище собралось в культурной столице России. Незадолго до 70-летия Победы. В городе, пережившем блокаду. Ни Киселев, ни Соловьев в своих итоговых программах об этом ни звука. Ни слова в «Российской газете» и «Комсомолке», которые обычно бдительно следят за малейшими проявлениями чего-то неправильного за рубежом. Никакой отповеди русскому фашизму не появилось на официальном сайте Познера. «Ведомости» задали вопрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, как он относится к тому, что в родном городе Путина происходит форум с участием неонацистов, на что Песков ответил: «Мы это не комментируем». Логика «это фашизм — у кого надо фашизм!» свидетельствует о полной утрате в российском обществе иммунитета против фашизма и о постепенной трансформации режима из персоналистского в фашистский.

Ритуально-декларативный «антифашизм» российской власти дополняется подготовкой к главному ритуалу 2015 года — празднованию Победы. Сугубая ритуальность этого действа подчеркивается объявлением, что самовольно прибывших на 70-летие ветеранов Великой Отечественной будут отлавливать на вокзалах и отправлять в Звенигород. К санитарам. Чтобы не мешали праздновать главному герою, который только что совершил подвиг присвоения Крыма, равный по уверениям, например, политолога Маркова, победе над Наполеоном и разгрому Гитлера.

 

Смерть сатиры

Из актуального публичного оборота ушли сатира и юмор. Речь, конечно, не о Петросяне и не о Задорнове, эти никуда не делись. Гоготание от щекотки и от дозы наркотика по-прежнему возможно. Бытовой юмор в виде анекдотов про тещу тоже остался. Исчезла сатира как способ освоения социального мира. Практически перестал шутить Виктор Шендерович. Сарказм и острота в его текстах остались, но смеяться уже не хочется. Из сатириков в философы перешел Михаил Жванецкий. На причину указал в своем эссе поэт Лев Рубинштейн. Политическое и медийное пространство заполнили ожившие карикатуры. И это, пишет Рубинштейн, влечет смерть карикатуры как художественного жанра, поскольку можно рисовать карикатуру на злодея, например, на Гитлера, но невозможно сделать пародию, например, на господина Ж., поскольку он сам на себя пародия.

Отсутствие конкуренции и внутренней политической жизни в России привели к тому, что основные политические программы на ТВ деградировали в сторону самопародии, превратились в подобие КВН, в которых ведущие пытаются натужно шутить, а люди, изображающие публику, дежурно смеются. В минувшее воскресенье 22.03 все российские СМИ с наслаждением разбирали скандал с Коломойским и его хамским поведением в отношении журналиста радио «Свобода». Выговор, который Коломойский получил от президента Украины, и принесенные Коломойским извинения журналистскому сообществу Украины у российских коллег вызвали только насмешки. И правда, смешные они там, в Украине. В России, если бы журналист перешел дорогу, например, Рамзану Кадырову, такому журналисту пришлось бы срочно спасать свою жизнь. А представить себе Кадырова, извиняющегося перед журналистами, или Путина, выносящего выговор Кадырову, не хватит воображения ни у одного фантаста.

Комментируя скандал с участием Коломойского, Дмитрий Киселев решил продемонстрировать знание блатной фени. «Мохнатый шмель попутал рамсы», — смакуя каждую букву, нараспев произнес Киселев. И продолжил, что «по понятиям спор должен разрешать смотрящий», которым, по мнению Киселева, стал посол США. Никаких доказательств подобной роли американского дипломата Киселев привести не смог, зато передача приобрела привкус радио «Шансон», что, возможно, несколько увеличило ее рейтинг.

Выжав все, что можно из скандала с Коломойским, Киселев перешел на учения НАТО в Прибалтике. Дело в том, что неделю назад Киселев уже клеймил позором натовскую военщину, которая посмела на территории Латвии, одного из членов НАТО, проводить учения. Трудно сказать, зачем Киселев решил еще раз показать практически тот же сюжет и снова, как на театральной репетиции, изображать негодование по тому же поводу.

Впрочем, понять Киселева можно. О многочисленных проблемах внутри страны говорить нельзя. В Украине перемирие. Целых два часа показывать развалины Донбасса и своего сотрудника Рогаткина, который опасливо ползает по этим развалинам, — это даже привычной аудитории «России 1» может наскучить. А тут вот учения НАТО в Латвии, вдруг кто-то из россиян на прошлой неделе пропустил. И снова мэр прибалтийского городка вторую неделю подряд жалуется на то, что американские варвары срывают цветы с клумб и дарят эти цветы проституткам. Когда эта душераздирающая история была рассказана по федеральному эфиру первый раз, она могла вызвать улыбку. Когда россиянам предлагают ужаснуться такому поведению диких янки второй раз, закрадывается подозрение, что Киселев просто троллит своих зрителей.

Но, видимо, Киселев и сам понял, что дарение цветов проституткам — это, конечно, ужас, но не ужас-ужас-ужас. Поэтому неделю спустя он выдавил из несчастного прибалта, измученного американской военщиной, еще одно свидетельство страшных преступлений пиндосов. Оказывается, у этого городка есть символ — корова. В смысле статуя коровы. Ну вот в Варшаве, например — русалка, в Брюсселе — писающий мальчик, а у них — корова. Так вот, натовские варвары стали измываться над животным, использовать его не по назначению. Некоторое время природная скромность и прибалтийская неторопливость мешали мэру объяснить, в чем же заключалось издевательство. Так что воображение некоторых впечатлительных зрителей типа депутата Милонова могло разыграться совсем не в ту сторону. Но тут мэр наконец объяснил, что американские солдаты на эту коровью скульптуру садились верхом и еще данное безобразие норовили запечатлеть на фото.

Чтобы сгладить впечатление от безобразий натовской военщины, Киселеву пришлось после этого полчаса показывать учения наших войск. Умиротворяющее зрелище российских танков, подлодок, истребителей и ракет, мчащихся, всплывающих и стреляющих одновременно в Калининградской области, на Дальнем Востоке, в Арктике и в Крыму, привело телезрителей в состояние, в котором Киселев смог спокойно передать свою паству Соловьеву.

 

Бригелла и арлекины

Владимир Соловьев, будучи человеком творческим, остро переживает очевидный кризис разговорного жанра на современном российском телевидении. Целыми днями в течение года выслушивать постановочные истерики Ж., пафосные филиппики депутата Железняка, глубокомысленный бред режиссера Шахназарова и не расхохотаться им всем в лицо — это надо иметь железные нервы. Несколько раз Соловьев намекал, что он бы не прочь проводить прямо в студии выездные заседания правительства. И при этом выразительно поднимал глаза к потолку, чтобы всем было понятно, к кому он обращается. Но все без толку.

В результате все эти «Воскресные» и будние «Вечера с Владимиром Соловьевым» выродились в подобие комедии дель арте, в которой сам Соловьев исполняет роль ловкого и остроумного шута Бригеллы, а специально отобранные украинские и американские журналисты и эксперты — роли недалеких арлекинов, которых пройдоха Бригелла постоянно высмеивает, порой давая им подзатыльники. В «Воскресном вечере» 22.03.2015 роль арлекинов исполняли украинские политологи Вячеслав Ковтун и Вадим Карасев. Ничего из того, что они говорили, не имело никакого значения, поскольку Соловьев, давая любому из них слово, жестами и мимикой, а точнее сказать, кривлянием и ужимками, показывал всем, что вот сейчас будет хохма, сейчас выпускаем клоуна и он, этот клоун, обязательно отмочит штуку.

Стоило любому из украинских экспертов сказать первую фразу, как Соловьев начинал давиться от смеха и всем своим видом приглашал окружающих посмеяться вместе с ним. Если украинский эксперт продолжал говорить, то Соловьев перебивал его каким-нибудь ироничным возгласом, что должно было означать, что украинский эксперт сморозил какую-то особенную чушь. Чтобы придать своим ужимкам характер издевательства именно над украинцами, Соловьев уже несколько передач повадился комментировать их выступления протяжным междометием «Тю-у-у!!». Видимо, в представлении Соловьева, это междометие придает его паясничанию характерный украинский колорит.

За год непрерывных совместных выступлений в студии Соловьева сложилась устойчивая группа, по типу внутренних связей напоминающая дворовую шайку, в которой Соловьев играет роль главаря. В травле иноземных экспертов и заблудившихся либералов Соловьев берет на себя роль инициатора, а остальные «эксперты» ему подыгрывают. В минувшее воскресенье любопытную роль в издевательстве над украинскими экспертами играл депутат Вячеслав Никонов, это, если кто забыл, тот, кто рассказывал про арийское племя, спустившееся с Карпатских гор и заселившее Русскую равнину. Так вот, депутат Никонов придумал, как лучше выставить идиотами не только двух украинских экспертов, но и все украинское экспертное сообщество. Для этого он всякий раз после того, как Вячеслава Ковтуна или Вадима Карасева перебьют и веселым гоготом постараются показать, что они опять сморозили нечто несусветное, произносил, обращаясь к телезрителям: «Имейте в виду, что у нас в студии видные украинские политологи». Смысл постоянно повторяемой реплики был очевиден: если вот эти двое, которых тут валяют в перьях, видные в Украине политологи, то какова же Украина?

Вкладывая в информационную войну все больше средств из все более сокращающегося бюджета, путинский режим может совершать все новые победы над своим главным противником — российским общественным сознанием, а точнее, коллективным бессознательным России. Этот противник давно повержен и не оказывает сопротивления. Но есть другой противник, у которого нельзя выиграть ни с помощью Киселева с Соловьевым, ни с помощью Шойгу со всем его воинством. Этот противник — «крот истории», который, как говорил один немец, роет медленно, но иногда эти медленные подкопы приводят к стремительным изменениям.