Существует утверждение, что человечество хоть в целом и развивается, периодически получает жесткие откаты. Так, Средневековая Европа с ее духовностью сильно отставала по темпам прогресса от предыдущей античности, почти замерев в технологическом плане на целые столетия. Восток же, напротив, активно развивался, но сегодня они опять поменялись местами. Опять же, что характерно, в силу своего фанатичного увлечения тем миром и логичного забвения об этом. Прогресс периодами идет быстро, а периодами почти останавливается, частично сменяясь деградацией.
Сейчас мне 24 года. У меня нет и, возможно, никогда не будет детей. Большинство моих знакомых либертарианцев сегодня пребывают в возрасте 28-35 лет. Почти ни у кого из них детей нет, и, вероятнее всего, уже не будет. Таким образом, передать свои идеи свободы мы сможем только по горизонтали.
Когда я служил в армии, свои дети были у многих моих сослуживцев. Почти всегда это давало определенные льготы на службе им, и всегда - их семьям. При этом еще более многие избежали армии как раз в силу наличия у них ребенка.
Аналогично обстояли дела и во время моей учебы: появление детей давало заметные поблажки их родителям. Если переводить эти льготы на язык фактов, получится, что молодые родители могут быть плохими врачами.
В то же время, более чем значительная доля успешных и интересных людей, известных мне, родились в тот момент, когда обоим родителям было за 30.
В виду двух последних абзацев обозначим стоп-кадр: у тех, кто носит камуфляж потом уже не будет детей? Может быть, им выплатят те льготы, которые выплачивают матерям, мужья которых проходят срочную службу? Те, кто изучали медицину и не спешили размножаться, получат ли какие-то преимущества в дальнейшем?
В прошлом размножение людей было по большей части подвержено естественному отбору. Выживали дети лишь в семьях здоровых и способных их прокормить. Это важный аспект: нельзя было завести детей больше, чем способен содержать - природа быстро и жестоко исправляла ошибки сама, если что-то шло не так.
Теперь ситуация кардинально изменилась: одни могут работать для того, чтобы содержать детей других. В то время как те другие работать могут не спешить. Или, по крайней мере, иметь в своей работе преимущества и скидки. Таким образом, вместо позитивного отбора сегодня налицо отрицательный: пока трудящиеся заняты собственными развитием и работой, менее успешные начинают рожать детей.
Ситуация с деторождением напоминает ситуацию со взятыми заложниками: если она уже случилась, из нее нет хороших выходов. Заложниками в этом случае являются уже родившиеся дети. Сами они ни в чем не виноваты, и не обеспечивать их быт нельзя. Как сделать так, чтобы таких ситуаций не возникало?
Казалось бы, чтобы решить проблему, достаточно малого: активно пропагандировать позднее деторождение. Но тут вступает в действие закон решения собственных задач. Политики не заинтересованы в непопулярных реформах, которые, к тому же, в долгосрочной перспективе сокращают их потенциальный электорат.
Последние 200 лет человечество прошло больший путь развития, чем за всю свою предыдущую историю вместе взятую. Впервые в истории большинство может позволить себе не работать, будучи обеспеченным трудящимся меньшинством. Сегодня ситуация еще не стала такой, но динамика очевидна: те, кто работают и производят блага, размножаются гораздо медленнее, чем те, кто их потребляют, ибо размножение само по себе поощряется, а производство благ - нет.
Через поколение мы получим новый мир, где успеют вырасти 0-1 потомок работавших и 2-4 потомка неработавших. Речь идет про являющиеся локомотивом мирового прогресса постиндустриальные страны, почти в каждой из которых дела обстоят примерно так. При этом за счет всеобщего избирательного права последние будут иметь превосходство. По всей видимости, человечество стоит на пороге очередного цивилизационного отката, который, в соответствии с периодичностью предыдущих, запросто может продлиться больше века.
17 Мар 2015, 06:49