Бондарев Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в Орске. Отец – Василий Васильевич (1896-1988), работал народным следователем, адвокатом, административным работником. Мать – Клавдия Иосифовна (1900-1978). Супруга – Валентина Никтитична (род.в 1927 г.) Дочери: Елена Юрьевна (1952г.р.), специалист по английскому языку; Екатерина Юрьевна (1960 г.р.), художник. Внук – Андрей, дипломат.
Детские годы прошли в Москве. Начавшаяся Отечественная война не дала возможности продолжить образование: сразу после окончания средней школы Юра был призван в армию, направлен на учёбу во второе Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в Актюбинск. В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета. В боях Юрий был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. По возвращении из госпиталя служил командиром орудия. Участвовал в освобождении Киева. В боях за Житомир получил ранение и снова попал в полевой госпиталь.
За период войны Юрий Бондарев был кроме прочих наград дважды награждён медалью "За отвагу". В октябре 1044 года Юрий Бондарев был направлен в чкаловское артиллерийское училище и после окончания учёбы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.
После войны как общественный деятель много ездил по разным странам, углубленно изучая историю, быт и нравы разных народов.
В 1951 окончил Литературный институт им. М.Горького, где занимался в творческом семинаре К.Паустовского. В своей статье «Мастер», посвященной учителю, Бондарев писал: «Я люблю Паустовского потому, что именно он, выдающийся мастер, в самом начале моего литературного пути открыл мне изящество, алмазный блеск самого простого слова, потому, что я был покорен его любовью к человеку и в его книгах, и в жизни».
Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949 году, и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.
В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке». Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х — начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров», написанная в 1956 году. Героями Бондарев стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой. Военные подвиги, нравственность, раскрывающаяся в сложных моральных конфликтах, освещены и в повестях "Батальоны просят огня", "Последние залпы", роман "Горячий снег", которые сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе».
В этих произведениях сложилась поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Его писательский почерк - стремление к точной психологической детализации событий. Так, все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду», экспрессивное действие в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Бондарев воссоздавал не только живописную картину боя как воплощение ада на земле: с обрушивающимся грохочущим небом, взрывающейся землей, горящей природой, но и звуковую сатанинскую симфонию войны, которой противостояла хрупкая человеческая плоть. Писатель выявлял и резко сталкивал противоположные характеры, существующие в разных обстоятельствах, разделенные военной субординацией, и всегда ставил их перед выбором между военной необходимостью и гуманностью, между жизнью и смертью. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывал, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра.
В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В.Астафьева, К.Воробьева, В.Кондратьева, В.Быкова, В.Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».
Темы художественно-философского осмысления писателем связи человека и времени, истории страны и всей планеты красной нитью прошли в романах "Тишина", "Двое", "Берег", "Выбор", "Игра", «Искушение», "Непротивление".
Роман «Бермудский треугольник», написанный в 1999 году, посвящен событиям 1993 — расстрелу «Белого дома» в Москве. Эти события лишь трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки. И впервые интеллигент Бондарева, погибающий от горького познания жизни или остающийся на распутье с иллюзорным утешением, берет в руки оружие и первым стреляет в олицетворение зла на земле.
Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист, критик и литературовед. Он пишет о Л.Толстом, Ф.Достоевском, М.Шолохове, Л.Леонове и др. «В некотором роде,— писал Бондарев, я тоже отношу себя к критикам, и если бы не занимался прозой, то с удовольствием написал бы книгу... обратившись к средствам выражения Льва Толстого, Достоевского и Чехова — к этим писателям я не отношусь спокойно».
В статьях Бондарев много размышлял о морально-этических вопросах. К примеру, «Нравственность — это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др. Понятие нравственности в публицистике Бондарев неоднозначно, богато смысловыми оттенками. Нравственность рассматривается то в историко-культурной ретроспективе как путь от «свободы и запретов», возникших на земле вместе с человеком, к современной морали, то в философско-гносеологическом плане как характер человеческого познания, то в аспекте социально-политическом как ответственность человека за судьбы культуры и цивилизации, то как психологическая особенность людей просто «понять друг друга».
Этическую тему Юрий Бондарев связал с темой красоты. В новелле «Красота» писатель обращает внимание на связь объективной, природной красоты мира с познанием человека: «Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищенный созерцатель, ведь ощущение красоты — это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе».
Бондарев не смог принять эпоху «перестройки». В 1987 он написал, а в 1994 повторил, что «если немедленно не остановить горбачевскую игру в реформы, нас ждет беспощадное поражение, мы находимся на краю пропасти и красный фонарь самоубийства страны и народа уже зажжен». (Слово. 1994. № 9-10. С.36-42). Но не будучи фальшивым оптимистом, писатель верит, «что пройдет нынешнее лихолетье, все вернется на круги своя, и великие цели будут еще нам подвластны. Ведь если "нет скорбей — нет и спасения". А спасение Духа нашего грядет...» В 2004 в журнале «Наш современник» №7 опубликован роман Бондарева «Без милосердия».
Юрий Васильевич Бондарев — общественный деятель, более 25 лет занимал различные должности в правлении СП СССР, СП РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации.
Именно Юрий Васильевич при встрече в Москве в 1990 году подвигнул меня к писательской деятельности, принял мою первую статью по результатам съезда работников культуры, которая была сразу же напечатана в первом номере газеты писательского сообщества «Согласие». Он заложил семя моей писательской деятельности в благодатную почву, щедро удобренную идеями творчества Валентина Распутина.
Поздравляю Юрия Васильевича с 91-летием! Здоровья, веры в светлое будущее нашей Родины!