Интернет-журнал с согласия автора публикует текст главного редактора сетевого издания "64 параллель онлайн" Григория Воеводина. В нем он пишет о том, как обычная опечатка в новости привела к настоящему скандалу в карельском городе Костомушка.
История одной опечатки, или При чем здесь президент?
В одном из недавних номеров нашей газеты вышла заметка с опечаткой. О, ужас: мы написали фамилию российского президента со строчной, то есть с маленькой буквы! Я, конечно, предполагал, что сей факт не останется без внимания наших дорогих читателей. Но, честно говоря, никак не ожидал, что нас попытаются обвинить чуть ли не в государственной измене.
Поначалу, как говорится, ничто не предвещало… Позвонила утром в день выхода номера Аза Григорьевна Лозовская с просьбой проанонсировать концерт в музыкальной школе, и уже в конце разговора сообщила нам о замеченной опечатке. «Думаю, вам сегодня еще не раз позвонят», — сказала Аза Григорьевна. Ну да, это ведь не запятую перепутать; слава Богу, правила написания имен собственных в школе вдолбили всем, даже тем, кто сильно сопротивлялся. Такая опечатка почти сразу в глаза бросается.
И действительно, начались звонки. «Вы там совсем уже распоясались!» — едва ли не самое мягкое из того, что нам пришлось выслушать в этот день. Стандартный ответ «неприятная, конечно, история, но и на старуху бывает проруха, вы уж не серчайте так» мало кого удовлетворял. Люди воспринимали нашего «маленького» президента как глубокое личное оскорбление. Вот уж воистину: захочешь повысить президенту рейтинг, сделай что-нибудь этакое, и народ сплотится вокруг него плотными рядами, возвысит свой голос, но на поругание всяким выродкам, чудищам поганым, не отдаст. Через раз звучало: «Вот в прежние бы времена вас…» При этом возникало ощущение, что звонившие очень жаждут возвращения тех самых времен.
Поняв, что народ жаждет крови, мы сменили тактику, стали отвечать что-то вроде «да, спасибо за бдительность, корректор уволен, верстальщик лишен премии, а редактора как раз в эту минуту ведут на расстрел».
Насчет расстрела, кстати, из области «в каждой шутке – лишь доля шутки». Пожалуй, самый известный случай – опечатка в центральной махачкалинской газете. В самые что ни на есть «прежние» времена там проскочила опечатка, причем тоже в фамилии вождя. Да еще какая опечатка! Вместо буквы Т напечатали Р. Редактора расстреляли, причем, естественно, не за утрату бдительности, а за преднамеренную идеологическую диверсию.
Кто-то опубликовал в социальных сетях фотографию части газетной полосы с опечаткой, приписав в шутку: «последняя ошибка редактора?» Нас это повеселило. Поначалу. Потому что дальше посыпались комментарии с требованием извинений в ближайшем номере, а когда я ответил, что не вижу необходимости публиковать извинения за эту опечатку, получил в ответ: «Да как вы можете? Сейчас ТАКОЕ непростое время!» По всей видимости, в другое время было бы можно, а вот в ТАКОЕ – ну никак…
Уверен, президенту наша опечатка и наши извинении — до лампочки. У него других забот хватает. Если бы мы назвали Путина премьер-министром, или, чего доброго, президентом США, это была бы фактическая ошибка. За неё, само собой, пришлось бы извиняться. Но за опечатку…
Единственная форма такого вот покаяния, как мне кажется, могла бы выглядеть следующим образом:
«К большому сожалению, в нашей газете, как и в большинстве других, время от времени встречаются опечатки. Приносим свои извинения».
Но президент тут все же ни при чём.