Есть на родине М.В. Ломоносова редчайший памятник деревянного зодчества - ветрянная мельница шатрового типа, чаще мельницы такого типа называются "голландками". Стоит она в стороне от популярных троп-путей (да и какие на Курострове популярные тропы, разве до музея в Ломоносово). Стоит, ветшает, разрушается.


У нас в Архангельской области более известны мельницы-столбовки. Этот бренд великолепно раскрутили в деревне Кимжа Мезенского района - восстановили две мельницы (тут можно посмотреть и почитать), в настоящее время устраивают в одной из них музей, проводят мельничные фестивали и праздники. Голландки менее известны. Правда, одна из них встречает при входе посетителей музея "Малые Корелы" (бывшая мельница Кожеозерского монастыря). Другая также стоит в музее на границе с деревней Большие Карелы (кстати, вроде привезли ее с Ухтоострова, соседнего с Куростровом, и внешне она очень схожа с этой). Ну а голландка в Ровдино незаслуженно забыта.


 

Не секрет, что Холмогоры и прилегающая округа до начала XVII века были центром иностранной торговли русского государства. С XVI века Холмогоры активно торгуют  и с голландцами, которые на Архангельской земеле селятся и укореняются. Вполне вероятно, что на холмогорщине появились первые ветряные мельницы в России.



 

Использовали раньше такие мельницы не только для зернопомола, но и, к примеру, для лесопиления. Сам Петр Великий инспектировал наши северные мельницы, объезжая холмогорскую округу.  «Двинской летописец» повествует: «А с Холмогор великий государь изволил с немногими людьми шествовать в малом карбасе в Вавчугу ради осмотрения пильной мельницы».



 

На севере ветрянные мельницы были гораздо популярнее водяных. Так в 1874 году в Холмогорском уезде было 23 водяные мельницы против 235 ветряных.



 

В куростровской мельнице многое сохранилось: механизм тормоза, механизм поворота колпака, приводящийся в движение деревянным штурвалом, элементы подъемника мешков в шатер из амбара. А также сохранился лежняк от малого постава и верхний жернов большого постава.




 

Оригинал