«Мы наступаем! Слава Богу! Много убитых и раненых! Слава Богу!»
«Ура! Мы наступаем! Слава Богу! Много убитых и раненых! Слава Богу!» - так восклицал бравый солдат Швейк из бессмертного романа Ярослава Гашека. Примерно так же абсурдно выглядит сегодня российское общественное мнение. Чем больше жертв и разрушений на юго-востоке братской Украины, чем больше там льется кровь, и чем больше приходит оттуда гробов на заснеженные кладбища бескрайней России, тем выше поддержка действий властей на Украине, тем выше рейтинг президента Путина и его партии «Единая Россия». Более того – резкий рост цен и идущее с осени падение доходов не только не привели пока к падению доверия к властям, но, напротив, никогда еще так много россиян не верили, что страна находится на верном пути!
Мы наблюдаем беспримерный триумф кремлевской пропаганды. Массовая акция движения «Антимайдан» в Москве и других городах страны прошла в чисто оруэлловском духе – движения афганских ветеранов и офицеров в отставке, занимающиеся вербовкой добровольцев в Донбасс, а также публицисты и политики, ежедневно занимающиеся разжиганием ненависти к Украине и к Западу, разжиганием военной истерии, публичными призывами к войскам ДНР и ЛНР «идти на Киев», клеймили на ней фашистов и поджигателей войны, и требовали немедленного мира на Украине. Вышло буквально: «Мир – это война!». «Правда – это ложь!». «Брат – это враг!», «Жертва – это агрессор!».
Население страны в подавляющем большинстве поверило в то, что это Запад напал на Россию на Украине, а не Россия отобрала часть чужой территории и активно помогает теперь оружием и добровольцами сепаратистам на востоке Украины. Что Януковича сверг не народ на Майдане - за его беспримерные воровство и вранье, а сделали это США и агенты ЦРУ, в чьих руках Майдан стал лишь послушным инструментом смены режима на Украине с пророссийского на антироссийский. Что в экономических проблемах России виноваты не власти, не их политика коррупции и монополизма, передела собственности и рейдерских захватов, не политика высоких и постоянно растущих издержек для бизнеса, а козни Запада, который, как верит большинство, только и мечтает о том, как бы развалить и захватить по частям Россию. Параноидальная картина мира, свойственная правящим в России офицерам и генералам советских спецслужб, вполне разделяется сегодня основной массой населения страны.
Один мой знакомый, который только что вернулся из Сибири, прожив там несколько последних месяцев, помог местным деревенским жителям закупить несколько мешков сахара и крупы (запасы на целый год!), которые успели подорожать почти вдвое. При этом те, кому он помог, полностью поддерживают крымско-украинскую политику властей и не видят никакой связи между нею и подорожанием сахара. Когда он поинтересовался их мнением об одной из роскошных т.н. «дач Путина» в близлежащих горах, местные жители приняли его за идиота. «Ты что – правда, не понимаешь?! Там же командный пункт наших ракет!».
Ненависть и страх по отношению к США и Западу вновь, как и советские времена, становятся основой национальной идентичности. Критика властей со стороны оппозиции, работа независимых российских НКО - все чаще представляются как подрывная работа американских спецслужб, на американские деньги, в американских интересах. Термин фашистских режимов «пятая колонна» применительно к оппозиции и гражданским активистам становится все более общеупотребительным. В подмосковных детских садиках 5-летним детям воспитатели рисуют такую картину мира: «украинцы хотели жить с Россией, но американцы хотят, чтобы украинцы жили с ними. Они бомбят украинские города. Но не надо бояться! Наша армия сильнее всех и спасет нас от американцев! Наш президент хороший, он за мир. Он посылает оружие ополченцам, и мы скоро победим!». После этого 6-летний мальчик кричит: «Ура! Мировая война! Мы всех победим!».
За год число россиян, считающих отношения России и США враждебными, выросло в 10 (!) раз – до 42% (Левада-центр). Хорошими их считают лишь 2%. 81% относится к США плохо или очень плохо. К Европейскому Союзу так относится 71%. Такого не было никогда за всю постсоветскую историю. Почти 40% достигло число тех, кто считает, что России следует сегодня дистанцироваться от Запада, зато 80% хорошо или очень хорошо стали относиться к Китаю – также беспрецедентные для России показатели.
Одобрение деятельности президента Путина находится на историческом максимуме – 85% (не одобряют – 15%). Деятельность Дмитрия Медведева одобряют 64%, правительства – 58%. Индекс социальных настроений, вопреки здравому смыслу, тоже зашкаливает – 76%.
На рекордном уровне находится ощущение военной угрозы России со стороны других стран – 68% (в 2000 году было 48%), 82% считают, что армия может отразить эти угрозы. 55% (тоже рекорд) готовы отдать в армию мужчин своей семьи.
Одновременно с эти растет тревожность в обществе – прежде всего, из-за нарастания экономических проблем и падения уровня жизни. Но и из-за роста международной напряженности. Народ винит в росте цен и падении рубля прежде всего Америку и Запад, и готов сплотиться вокруг власти. При этом много нашему народу не надо. Как сказала недавно моей маме ее подруга – пенсионерка: «Ну ведь не дадут же они (власти) нам с голоду умереть!».