В реальной кавказской жизни я пару раз встречался с людьми, которые столкнулись с ситуацией насильственного похищения невесты. Сейчас наткнулся на статью о брачном рынке Северной Осетии. В ней на основе данных опросов, проводившихся в разные периоды показано, что этот феномен всегда был реальностью, однако в постсоветский период наметился заметный тренд к росту его масштабов.

Ритуал похищения невесты представлен "тремя формами: умыкание, увод и уход.
В исследовании констатируется, что, несмотря на всю парадоксальность, с начала 1990-х гг. наметилась общая тенденция к учащению браков похищением во всех его формах. По всей видимости, этот феномен можно объяснить возрождением народных, в том числе и псевдонародных, традиций".
Удельный вес опрошенных, признавших наличие насильственного похищения невесты (наиболее радикальный вариант ритуала) как механизм выбора партнера (опросы в Северной Осетии):
1973 г. (село) – 1,5 %
1983 г. (село) – 2,0
1993 г. (село) – 5,2 %
2013 г. (село) – 15,2 %
2014 г. – (город) - 6,2 %.
(Дзуцев Х.В. и Ф.С. Кудзиева. Формирование осетинской семьи. Брачный рынок: этносоциальный анализ // ТЕОРИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. М.: Аналитика Родис, 2014.
С. 60).
При этом насильственное похищение - это реальное похищение без всякой ритуальной игры.

Оригинал