Не думаю, что кто-то может опровергнуть тот факт, что в мире существуют причинно-следственные связи. Они существуют не только на Земле, но и в Солнечной системе и, даже во всей Вселенной. Так, например, приливы и отливы на нашей планете связаны с движением Луны вокруг Земли, а солнечная активность влияет на климат и на биологическое разнообразие. Можно и другие примеры привести. На мой взгляд, это аксиома и доказательств не требует. Интересно другое, причинно-следственные связи наблюдаются и в нашей повседневной жизни. Не всем они понятны, но они есть. Следовательно, можно сделать вывод, что наш мир устроен разумно. Если не нравится слово "разумно", то можно заменить его словом "программа". 

 

Человек и занимается тем, чтобы научиться понимать это "разумно", или программу. Именно над этим трудятся ученые, философы, писатели, художники и музыканты, каждый по-своему, конечно. Собрать из мозаики целую картину и разобраться в конце-концов, что же там нарисовано.


Друзья Иова пытаются понять и объяснить, думаю, что в первую очередь себе, а не ему, почему с ним произошли такие неприятности. Каждый из них говорит вполне логичные вещи, исходя из своего понимания причины и следствия. Несчастный Иов соглашается с их логикой, но говорит, что он не совершал таких поступков, за которые следует кара небесная. Уперся и ни в какую. 


Так бы и оставались они каждый при своем мнении, если бы Господь Вседержитель не решил принять участие в дискуссии. Он сказал очень простую вещь, если перевести с поэтического языка на общедоступный, как-то: нельзя судить по части о целом, вернее, не во всех случаях это правильно, разберитесь сначала c моим замыслом, не заменяйте мой замысел своим разумением, не выдавайте, по крайней мере, свое разумение за мой замысел.


Очень трудно поверить в то, что эта разумная жизнь, как-то так сложилась сама-собой. Слишком она сложна и запутана, причинно-следственные связи идут от микромира в безграничный космос и обратно. 


Но совсем не факт, что Господь, похож на доброго дедушку. Лично у меня вызывает обоснованное сомнение, теория о том, что зло отделено в боге от добра. Для того, чтобы отделить одно от другого ему понадобилось создавать сложную конструкцию в виде оппозиции своему собственному авторитету. Не логично, на мой взгляд.