Уже стало традицией сотрудничество Дружины охраны природы педагогического университета и Воронежского биосферного заповедника. Не считая летнего отряда «Заповедник – 2014», за осень 2014 года Дружина совершила пять выездов в заповедник.
В этом году это – первый выезд Дружины в места, уже ставшими для нас родными. Февральский день все больше «набирает обороты». Солнце вытягивает длинные синие тени. Возле села Орлово наш микроавтобус ныряет в густой туман. Возле поворота на Лукичевку замечаем выводок куропаток, а в селе с классическим советским названием «Парижская Коммуна» над дорогой парит сторожил этих мест – черный ворон.
 
Ну, вот и знакомая усадьба заповедника. Мы проходим в новое здание конференц-зала, где нас сердечно встречают наши друзья – сотрудники экологического отдела. Мы здороваемся, получаем рабочие перчатки и отправляемся на берег реки Усмани. Нам предстоит собрать нарубленные заранее ветки ольхи и осины, которые пойдут на корм обитателям бобрового питомника, и загрузить их в тракторную телегу.
Работа связана с известными трудностями. Лед на Усманке прочный (как нам сказал директор бобрового питомника, толщина его не менее сорока сантиметров), но покрыт не менее толстым слоем снега, который под действием февральского солнца начал таять. Так что под слоем снега неприятно хлюпает вода. К счастью, народ собрался опытный, и обулись все соответствующим образом.
 
Известные трудности доставляют плети девичьего винограда, переплетающие спиленные ветки, а также то обстоятельство, что часть веток уже успела вмерзнуть в лед. Освобождение их требует немало усилий.
Первую телегу мы загрузили довольно быстро. Но определенные неудобства доставляют насквозь промокшие матерчатые перчатки. Так что, дожидаясь трактора, идем в помещение питомника пообщаться с бобрами, немного погреться и подсушить перчатки.
Девушки не упускают случая погладить обитателей бобрового питомника. Некоторые реагируют благосклонно, но некоторые издают недовольные звуки (напоминающие кошачье шипение) и бьют широкими хвостами.
Около часа дня отправляемся на обед. Стол нам тут накрывают нехитрый, но довольно сытный. Лапша «Доширак» (молодежь весьма метко называет её «бомжатиной»), бутерброды с колбасой, соленья явно домашнего приготовления, яблоки, печенье, чай, кофе. За обедом рассказываю студентам о меню отряда «Заповедник» времен моей молодости, когда высшим деликатесом считалась крупа «полтавка». Мы быстро перекусываем, пьем чай и, немного передохнув, отправляемся завершать нашу работу.
 
Мы догружаем вторую телегу. На этот раз действуем более рационально. Часть волонтеров подтаскивает ветки к берегу, часть перебрасывают их на берег, а оставшиеся загружают ветки в телегу. Это позволяет нам довольно быстро закончить погрузку.
До отъезда остается ещё часа два. Мы уютно располагаемся в помещении экологического отдела. Начинаются задушевные разговоры. Кто-то предлагает поиграть во что-нибудь. Первой на память приходит игра моей молодости – МПС. Затем одна из девушек предлагает поиграть в игру с таинственным названием «П». Суть её состоит в том, чтобы разгадать загаданное слово. При этом ведущий должен использовать только слова на букву П.
Эта игра нас увлекает настолько, что мы не замечаем, как бежит время. За простенькими словами типа «клуб», «цапля», «чудо» следуют более сложные: «животноводство», «история», «лесоводство».
За окном постепенно смеркается. Вскоре замечаем подъехавший к зданию конференц-зала микроавтобус. Мы быстро загружаемся в него и всю обратную дорогу без устали режемся в «П». Последнее слово отгадали, когда до университета оставалось меньше километра. Кстати, за всё время наших «посиделок» никто из студентов ни разу не достал ни мобильный телефон, ни какой другой «гаджет».
 
Оригинал