На вопрос "Как Вы считаете, почему большинство людей в нашей стране сегодня не принимают участие в протестных митингах и демонстрациях?", 28% опрошенных ВЦИОМ россиян отвечают "Боязнь применения силы сотрудниками правоохранительных органов". 25% — "Боязнь попасть за решетку".
Надо понимать, что люди, давая ответ, вероятнее всего примеряли шубу на себе. Обоснование пассивности уверенностью в бесполезности каких-либо протестов (так ответили 37%) можно списать на нежелание признаваться самим себе в собственной трусости. Пусть даже боязнь и вызвана объективными обстоятельствами и есть реальная угроза получить дубинкой и статью. Не всякий готов смириться, что он подвержен слабостям. Так уж устроен человек. И никто не исключение. Когда, например, к нам в редакцию попадают материалы, свидетельствующие о преступлении каких-нибудь министров или прокуроров, иногда бывает достаточно непросто решиться опубликовать. Ведь могут и отомстить — причем вызвать не на честную дуэль, а ударить исподтишка. И начинаем себя отговаривать : "Да все равно ничего не изменится. Сколько подобных публикаций было, и хорошо если в каждом десятом случае удалось восстановить справедливость". Но потом берем себя в руки. "Журналистика — сторожевой пес гражданского общества", - говорим себе и жмем на кнопку "отправить".
Страх парализовал наше общество. Страх перед наказанием, страх показаться каким-то неправильным. Смешным. Все извратилось до того, что человек, страдающий за общие интересы, вызывает не уважение, а жалость. И это в лучшем случае. Нередко — недоумение и даже агрессию. "Да как он посмел пренебречь своим уютным диваном и отправиться на борьбу со злом? Либо сумасшедший, либо купленный". Признать моральную правоту донкихотов одновременно означает расписаться в собственной слабине. Поэтому приходится искать самые невероятные причины считать иных людей чудиками или врагами, так проще самооправдаться.
Это до чего нужно было довести страну, чтобы граждане боялись воспользоваться своим конституционным правом на собрания? И политику морального террора никто сворачивать не собирается: уже вовсю работает закон об уголовной ответственности за неоднократное участие в нежелательных акциях, инициатором которого был и рязанский депутат Красов. Людей могут посадить на 5 лет за мирное стояние с плакатом. Никому не помешали, никого не ударили даже. Получите, распишитесь. И дело не в политических предпочтениях, я сам со многими репрессируемыми сегодня нахожусь в идейном противоречии. Но сажать за плакатик и заставлять пенсионеров платить 170 тысяч штрафа за участие в мирном митинге — это людоедство.
Или еще хуже: граждан пытаются убедить, что борьба за свои права — это игра на стороне наших внешнеполитических противников. Ну да, конечно, повальная коррупция и скудоумие государственных мужей нашу страну не ослабляют, а вот открыто выражающие свои взгляды подданные являются национал-предателями.
Страх сидит во всех. В членах общественных палат, в судьях, не осмеливающихся выносить справедливые решения в пользу простых человеков. В фальсифицирующих выборы. В журналистах и оппозиционерах.
Ради чего нам внушают страх? Чтобы, к примеру, превратившаяся в проводник интересов строительной мафии нелегитимная гордума Рязани могла выдаваться разрешения на застройку поймы. Чтобы можно было безнаказанно уничтожать культурное наследие. Далее — везде.
Очень хочется, чтобы мы все, считающие себя верующими, помнили о таких грехах, как лжесвидетельство, алчность, равнодушие. Помнили, что с согласия молчаливых совершаются самые страшные преступления. И что жизнь на земле является всего лишь проверкой душевных сил. Что боязнь каких-то физических лишений является признаком слабой веры...
Ну а пока главной "духовной скрепой" нашего общества стал страх. Но это, к счастью, не окончательный приговор. Он еще подлежит обжалованию.