Сразу замечу, что текст ниже достаточно жёсткий, потому что правдивый и наболевший. Если вы сомневаетесь, лучше не читайте.
У меня сегодня очень грустный и нервный день. Дело в том, что 22 декабря где-то на стройке была найдена коробка с восемью слепыми щенками. К сожалению, такое случается довольно часто, ещё чаще такие "подарки" никто не находит. Но люди, видимо, считают, что таким образом они снимают с себя ответственность за убийство животных, они же дали шанс! О необходимости стерилизации рассказывать можно долго, об этом будет отдельный разговор.
Одному щенку повезло сразу, и его забрали себе нашедшие коробку. Домой, насовсем. Остальным стали искать передержку с выкормом.
Выкармливать сосунков затратно и по силам, и по финансам. Есть, конечно, различные "народные" рецепты, но мы предпочитаем не экспериментировать и, согласно рекомендациям ветеринаров, кормим малышей из бутылочки специальными смесями. В первые дни их надо кормить каждые два-три часа, и ночью тоже. Мы обычно делаем это посменно, по двое-трое суток, кто сколько может. Щенки-путешественники, в общем.
Может показаться, что это какие-то сумасшедшие девушки занимаются чёрт знает чем, убиваются зазря, собак что ли мало с кошками по улицам бегает? Лучше бы делом занялись... Свой первый помёт найдёнышей я взяла на выходные летом. Тогда утром мне не удалось помочь в кошатнике с уборкой, я приехала только к вечеру, завезла кое-какие лекарства, пообщалась с кошками, собралась уже отчаливать домой и тут увидела деревянный ящичек с чем-то прикольным, в пятнышко. Это были четыре щенка, которых один юноша нашёл в лесу и привёз к нам в надежде на помощь. В приюте была одна кормящая сука, которая не приняла приёмышей. Обзвон волонтёров результата не дал, возможности сидеть ночами ни у кого на тот момент не было.
А у меня была. Щенки квохтали и присасывались к пальцам, очень хотели кушать и жить. Им уже крупно повезло: их нашли. Сотням, если не тысячам коробочек с плачущими голодными и замёрзшими малышами так не везёт. Некоторым везёт недостаточно. Позже ко мне попала ещё одна коробка, оставленная на трассе. Шесть щенков возрастом в пару дней, пуповинки ещё не отсохшие, были заботливо завёрнуты в одеялко и выставлены на обочину дороги. Я честно не могу себе представить причины, по которым можно так "милосердно" поступить. Эти шестеро были слишком малы, пробыли на холоде слишком долго, а у меня было слишком мало опыта. Они ушли один за другим в течение нескольких дней.
А эти, первые, были сильными. А я сомневалась: у меня муж и коты дома, нужны ли мне эти нервы и заботы? Но выбор был простой: или я прилагаю немного усилий и продолжаю цепочку их шансов выжить, или их везут усыплять.
Оказалось, что физически это несложно, сложно эмоционально. Режим дня совершенно своеобразный получается. Вряд ли я в первый раз долго продержалась бы, но им повезло ещё раз, и всего через сутки нашлась кормящая сука, самый лучший вариант, потому что сучье молоко даёт щенку первичный иммунитет, а смесь-заменитель - нет. Но в помёте почти всегда есть слабые или больные щенки, в итоге из четверых выжило двое. Две классные девчонки, похожие на лаечек, белая с чёрными пятнами и чёрная с белыми. Им сейчас около полугода, они живут в приюте, смотрят на меня и не узнают.
Такая история есть у большинства наших животных. Кто-то болел и лежал под капельницами, кого-то выхаживали после травм, кто-то был диким и боялся людей, и с ним приходилось много работать. В каждого вложено очень много душевных и физических сил.
А что с теми щенками, с которых я начала? Примерно в три недели они начали потихоньку кушать самостоятельно нежирный кефир и творожок, детское мясное пюре. В месяц можно было полностью переходить на самостоятельное питание, давать щенячьи консервы, чуть позже приучать к щенячьей кашке. Сидеть с ними круглосуточно в таком возрасте уже не надо, можно бы везти в приют, но... В собачьем блоке нет отопления, потому что здание заброшенной фермы требует ремонта и очень больших затрат и сил, и финансов. За год существования приюта удалось обустроить необходимые для содержания собак вольеры, утеплённые будки с сеном, в которое можно зарыться и греться, но ремонт самого здания и его утепление - это всё ещё мечта. В общем, малышам там было бы холодно. И ещё у нас живут переболевшие собаки, и, несмотря на все карантины, непривитые щенки рискуют заразиться. Парвовирусный энтерит - заболевание, похожее на обычную простуду у взрослых собак и не оставляющее шансов маленьким щенкам. Нужна была дальнейшая домашняя передержка. А ещё глистогонка, через неделю первая щенячья прививка и минимум десять дней на формирование устойчивого иммунитета. После той цепочки шансов, которые им дала судьба, после тех сил, которые "дежурные мамочки", и я в том числе, отдали им - днём и ночью каждые несколько часов кормили их, мыли, массировали, - глупо было бы рисковать этими жизнями, отдавая их в приют, как только они стали самостоятельно есть.
Они жили у меня ещё три недели. Из непонятных сосунков превращались в собак. Учились сначала вилять хвостами, потом садились на попу и серьёзно смотрели на меня, неловко и пискляво лаяли, чесали недавно прорезавшиеся зубы обо всё вокруг, младенческая мягкая шёрстка сменилась на жестковатую собачью, а ещё они росли, росли, росли... Бегали повсюду, приучались к туалету, жаждали общаться с котами, которые в целом были против такого натиска и передвигаться старались верхним ярусом.
Сегодня я отвезла их в приют. Их сфотографировали, и на днях разместят объявления об их пристройстве. И я боюсь.
Потому что они милые. И потому, что скоро они из маленьких щеночков вырастут в собак среднего размера, которым нужно внимание, уход и дрессировка, а не только поцелуи и игры. Чего многие не понимают на полном серьёзе. Люди приезжают, смотрят на щенячье очарование и грустные глазки, на смешные неуклюжие повадки, и решают взять домой милое, как игрушка, животное, не подумав хорошенько о последствиях и об ответственности.
В приюте сейчас живёт собака Райда. Вот её недавнее фото:
В прошлый раз я упоминала о первых наших жителях - выводок щенков нашли на железнодорожных путях и довольно быстро раздали. Райда была среди них, а позже попала в приют снова, только что родившая и никому не нужная. Теперь это была сформировавшаяся собака, довольно крупная и лишённая смешных щенячьих ужимок. И её случай далеко не единичный. И все хозяева, конечно же, клялись милым маленьким собачкам в вечной любви, когда забирали их домой из приюта. И подписывали договор передачи животного, где прописана обязанность содержать его должным образом и предотвращать бесконтрольное размножение путём кастрации или стерилизации. Сейчас, кстати, мы предлагаем бывшеприютским и бездомным животным кастрацию или стерилизацию в приюте по себестоимости материалов, но и это не помогает.
Ещё я боюсь, потому что дачники уже присматривают себе котяток и щеночков на лето. Осенью приют приостанавливает приём новых жителей из города, потому что там бездомная кошка или собака может найти еду и погреться у труб теплотрассы или в подвалах. А те, кого массово бросают на дачах, как надоевшую игрушку, обречены. Кошек забирают домой, освобождая места в вольерах, чаще, чем собак, поэтому и принимает кошачий блок больше "дачников". Больных, тощих и голодных. Некоторые настолько истощены и больны, что не выкарабкиваются, несмотря на все усилия куратора и волонтёров. Многие кошки успели родить котят, и были брошены вместе с ними без еды и воды. И те, кто попал к нам и выжил, тоже получили цепочку своих счастливых шансов, потому что большая часть брошенных "дачников", сотни и тысячи, оставшись одни в опустевших дачных посёлках, начинают между собой бои за выживание. А потом приходят морозы... А весной люди привозят в сады новых охранников и новые "игрушки", которые будут чувствовать себя любимыми и нужными целое лето.
Наши кураторы расспрашивают потенциальных хозяев об условиях, в которых будет жить животное. Некоторых такие расспросы оскорбляют, они считают это вмешательством в частную жизнь и уезжают из приюта, крутя пальцем у виска и рассказывая друзьям о зоошизах-параноиках. Многие рассказывают правду, выслушивают все рекомендации, осознают свою ответственность и присылают потом фото своих счастливых и ухоженных питомцев, которым повезло ещё раз. Глядя на эти фото и слушая рассказы о жизни любимых и домашних "выпускников", волонтёры часто не могут сдержать слёз и понимают, что хочется и нужно заниматься этим тяжёлым и нервным трудом и дальше.
А некоторые не осознают меры ответственности, глядят на милого малыша и не слушают рассказ куратора о том, что собака вырастет крупная, да и вообще не думают о том, что она вырастет и её надо будет воспитывать, и подросшее животное возвращается в приют. Скулит, скучает и не понимает, почему "её люди" привезли её сюда и уехали. Это ещё хороший вариант, потому что кое-кто не видит особой ценности в жизни собаки или кошки и выбрасывает надоевших животных на улицу, где те плодятся и пополняют армию голодных, больных и бездомных. Выпадет ли им этот редкий, очень редкий и счастливый шанс на нормальную жизнь ещё раз, кто знает? А ведь ещё есть те, кто смотрит в глаза человеку, который проделал огромную работу по спасению и лечению "просто кошки" или "просто собаки", и сладко врёт, уже зная, чем всё закончится.
Вот поэтому я боюсь. Надеюсь на лучшее, но всё равно очень боюсь. И замираю каждый раз, когда в приют приезжают те, кто говорит: "Нет, мне не нужно взрослое животное, даже смотреть не буду. А котята и щенки у вас есть? Ой, какие милашки!" И думаю: ну пожалуйста, ну пусть им повезёт ещё разик!