Заходящее солнце полоснуло своими лучами по синей глади Средиземного моря, когда наш «Боинг», пробив сплошную пелену облаков, тянувшуюся от самой Москвы, пошел на посадку в аэропорту города Пафос. Под крылом мелькнули аккуратные домики, ровные как стрелы дороги, виноградники и оливковые рощи, затем самолет ударился о взлетную полосу, подпрыгнул, ударился передним шасси, резко снизив скорость, после чего салон огласился аплодисментами пассажиров, восхитившихся мастерством экипажа.
 
- На Кипр летишь? – переспросил знакомый, узнав о моей следующей заграничной поездке и, подмигнув, добавил, - В Российскую Республику Кипр? Ну, после расскажешь, как живет восемьдесят шестой российский регион.
Заграничными поездками в наше время российских граждан не удивишь. Кипр, пожалуй, одна из самых популярных стран среди любителей морских купаний и пляжного отдыха. Многие читатели знают, что Кипр является одной из мировых оффшорных зон, в «черную дыру» которой уходят капиталы со всего мира, и что здесь родилась древнегреческая богиня любви и красоты Афродита. Позволю себе занять немного времени, чтобы ознакомить читателей с этой разделенной надвое страной, расположенной на третьем по величине острове в Средиземном море.
 
Кипрские города и населенные пункты весьма аккуратны и чисты, в чем дадут фору даже большинству стран Южной Европы. Первая моя поездка по острову пролегала преимущественно по равнинным районам, сплошь занятыми сельскохозяйственными угодьями: оливковыми рощами, виноградниками (здесь выращивают сорта винограда с «короткой лозой») и пастбищами овец и коз. Классический кипрский пейзаж – это всхолмленная равнина, рассеченная довольно глубокими балками. На холме обычно виден одинокий дом с пристройками, окруженный полями или садами.
В окрестностях Пафоса много небольших виноделен, придающих этому району Кипра весьма своеобразный колорит. На каждой винодельне, большинство которых принадлежит не одному поколению владельцев, производят многочисленные сорта вин и водок, названия которым даются в честь прежних владельцев – предков нынешних хозяев. Кроме того, на каждой винодельне имеется небольшой музей, где представлены различные средства старинного винодельческого промысла – виноградные давильни, глиняные амфоры для хранения вина, старинные винобродильни и т.д. На винодельне, которую мы посетили, хозяин с гордостью показал нам сертификаты различных международных выставок, которыми были отмечены произведенные здесь сорта (на каждой винодельне они свои!) вин.
 
Во время нашей поездки нам неоднократно попадались в глаза православные храмы кипрской автокефальной церкви. Только в одном Лимасоле (российские туристы предпочитают посещать именно этого город) на двести семьдесят тысяч жителей приходится около трехсот церквей.
Кипрская автокефальная церковь по своей обрядности отличается от других православных церквей. В ней разрешено сидеть во время богослужений. Кроме того, до недавнего времени женщины в кипрских церквях молились отдельно, располагаясь на хорах. Таково было требование турецкого султана (Кипр более трехсот лет находился в составе Османской империи), который параллельно распорядился снести все колокольни (типа, не переношу вашего звона) и яркие купола церквей перекрасить в более скромные цвета. Последнее было сделано, дабы правоверные не спутали чужие святыни со своими и не молились чужим святым. Подобные прецеденты за время турецкого владычества были.
 
В архитектуре кипрских храмов заметно западно-европейское влияние. Это выражается в устройстве колоннад во дворах храмов и монастырей, что получило свое распространение в период венецианского владычества. Вообще, за всю свою историю Кипром владел не один десяток хозяев: финикийцы, персы, Александр Македонский, Византия, Ричард Львиное Сердце, крестоносный орден госпитальеров, Венецианская республика, Османская империя. После первой мировой войны Кипр находился в составе Британской колониальной империи. В 1960 году Кипр обрел независимость, но до сих пор самым популярным государственным флагом здесь является греческий. Он встречается значительно чаще национального флага Республики Кипр.
 
Столица Кипра Никосия – город, разделенный надвое. Это – современный европейский город, где, однако, не встретишь домов выше девяти этажей. Кипр находится в сейсмически активной зоне. Блуждая по старинным кварталам города, мы внезапно уперлись в стену из колючей проволоки, над которой развевался голубой флаг Организации Объединенных Наций. Пришла пора рассказать о современной трагедии Кипра – страны, разделенной на два враждующих мира.
С обретением независимости на Кипре все резче стали проявляться противоречия между греческой и турецкой общинами. Каждая община имела свою администрацию, законодательные органы, вооруженные силы. Дело дошло до вооруженных столкновений в 1963 году, когда впервые в столицу страны для разделения противоборствующих сторон были введены войска ООН.
 
Президентом страны в то время был архиепископ Макариос, друг Леонида Брежнева и Фиделя Кастро, «красный священник», как его называли в кулуарах международных организаций, вознамерившийся строить на острове социализм. Кипр явно оказался не готов к подобным социальным экспериментам, но деятельность Макариоса раздражала его политических противников не только на Кипре, но и за её пределами, в частности, в Греции. Во время, когда в Греции правила военная диктатура (режим «черных полковников»), противники Макариоса осуществили попытку государственного переворота с целью свержения демократического режима, присоединения острова к Греции, выдворения с него турок и британских войск (до сих пор на острове расположены три британских военных базы). Пять дней Кипр был охвачен кровавыми событиями. Танки путчистов били прямой наводкой по президентскому дворцу, где оборонялись сторонники Макариоса, поддержанные британскими силами и войсками ООН. Под предлогом защиты турецкого населения Турция ввела на остров свои войска. В итоге путч военных удалось подавить, но север страны (около сорока процентов территории острова) оказался оккупирован и провозгласил Турецкую Республику Северного Кипра, которую из всего мирового сообщества на данный момент признали лишь Турция и Абхазия. Турки пошли бы и дальше на юг, но оказали сопротивление британские войска и кипрская Национальная гвардия.
В результате из северной части острова было выселено все греческое население, а турецкое население покинуло (хотя и не полностью) южную часть острова. В старой части Никосии нам показали несколько домов, оставленных турками и до сих пор так и не заселенными. Вообще, тема разделения острова весьма больная для киприотов и в разговорах с местными жителями её лучше не поднимать.
 
Разделение страны и столицы особенно ощущается с высоты самого высокого здания Никосии, башни торгового центра Дебенхамс. Северная часть города отличается обилием минаретов и более низкими строениями. Особый колорит придает выложенная на склоне горы мозаика, изображающая флаг Турецкой Республики Северного Кипра.
Из Никосии мы направились в Ларнаку, по дороге посетив озеро Соленое с обилием прекрасных птиц – розовых фламинго и мавзолей тетки Магомета Умм Харам, сложившей голову недалеко от этого места в битве с неверными. На мусульманские праздники сюда приезжают тысячи правоверных со всего мира.
В Лимасоле мы посетили замок, в котором Ричард Львиное Сердце венчался с принцессой Наваррской. С последней произошла история, весьма характерная для того авантюрного времени. Плывя к своему сиятельному жениху, принцесса угодила в шторм, в результате которого корабль с ней и её свитой попал а руки византийского наместника Кипра Никоса Комниуса. Последний (человеком он был, похоже, весьма неумным) решил воспользоваться этим обстоятельством, дабы, выражаясь современным языком, «срубить бабла». Он пишет ультиматум Ричарду с предложением выкупить его невесту. Шаг весьма неосторожный, ибо Ричард – профессиональный военный. Правя Англией двадцать пять лет, он больше двадцати четырех из них провел в походах и сражениях. Результатам ультиматума было то, что Ричард разбил Никоса в пух и прах, а самого его заставил платить выкуп за оскорбление «моего величества». В общем, византийский наместник, можно считать, дешево отделался.
 
Завершающим пунктом нашей поездки по острову в тот день стал камень Афродиты, или Петра ту Ромиу, где по легенде Афродита вышла из пены морской. Увидев обнаженную богиню, местные нимфы набросили на неё плащ, скрепив её края цветком бугенвиллеи. Это растение на Кипре пользуется большой популярностью и часто выращивается возле домов в цветниках.
По легенде, если доплыть до камня Афродиты и прикоснуться к нему рукой, то непременно произойдет омоложение организма и придет удача на любовном фронте. Я доплыл! Может быть, поможет?
 
Пожалуй, наиболее сильное впечатление на автора произвела поездка в горы Тродос, после которой я понял, что существует (помимо разделения по политическим причинам) два Кипра: Кипр равнинных побережий, туристов и сельскохозяйственных угодий и Кипр горных лесов, состоящих из средиземноморских сосен и ливанских кедров, безлюдья и тишины. На Кипре произрастают сорок семь видов эндемичных растений. Одно из них автору посчастливилось увидеть. Это – кипрский золотистый дуб, представляющий собой кустарник с маленькими округлыми листьями. Желуди на таком кустарнике смотрятся как-то для нас непривычно. Для изучения редких растений в горном массиве Тродос проложены специальные экологические тропы, ходить по которым может любой любитель ботаники при условии, конечно, соблюдения кипрского природоохранного законодательства.
 
Из птиц автор наблюдал старых знакомых. Здесь во множестве зимуют полевые жаворонки, пеночки-веснички, черноголовые чеканы – распространенные обитатели Центрального Черноземья. Символом Кипра является черноголовая славка, также обычный обитатель наших краев. Автор просыпался утром под её мелодичное пение, доносящееся из сада при отеле.
Кипр окружен морем. Из морских птиц здесь обычны большие бакланы, чайки – хохотуньи, сизые и черноголовые чайки. Прогуливаясь по набережной в Пафосе, автор наблюдал довольно крупных куликов, окраской напоминающих наших зуйков. Определитель птиц, взятый с собой, позволил идентифицировать их как каспийских зуйков, обитателей побережья Северного Прикаспия. О розовых фламинго я уже писал.
Что можно сказать о современной жизни киприотов? На Кипре довольно многочисленна российская диаспора, так как около трехсот туристических российских компаний ведут дела только в Лималосе. Плюс ещё банки, различные биржи и т.д. и т.п. Плюс ещё энергетика. Тепловая электростанция, вырабатывающая 50 % электроэнергии Кипра, работает на российском мазуте. В последнее время профилирующим качеством при приеме на работу для киприота является … знание русского языка.
 
В то же время многие киприоты жаловались на дороговизну и холод в домах. Центрального отопления на Кипре нет, а топиться электричеством – разорение. В месяц за электричество приходится отдавать не менее ста евро по счетам. Вода на Кипре также дорогая. Так что дома киприоты посуду в проточной воде не моют. Сказался и рост курса евро за последние полгода, что вызвало значительное уменьшение (примерно в два раза) количества российских туристов. А ведь туризм обеспечивает около тридцати процентов кипрского ВВП.
На острове находятся всего два высших учебных заведения, а промышленность практически отсутствует. Так что молодежь, не желающая работать в сельском хозяйстве, банковской сфере и сфере обслуживания, массово покидает остров. Едут в основном в Европу и в США, хотя последнее время увеличилось количество отъезжающих в Израиль и Россию (последние, в основном, выходцы из семей, переехавших на Кипр из бывшего СССР). Медицинское обслуживание на острове также оставляет желать лучшего, так что киприоты лечиться предпочитают в Израиле.
 
Покидая Кипр из того же аэропорта Пафоса, автор бросил прощальный взгляд на удаляющийся под крылом самолета остров. Каков же он, «восемьдесят шестой российский регион», «остров Афродиты», вроде хорошо многим известный и такой на самом деле незнакомый? Сколько тайн, накопившихся на его многотысячелетнюю историю, он ещё хранит в себе?
 

Оригинал