Перечитывать романы, которые запоем проглатывал в юности, полезно не только потому, что теперь оцениваешь их с высоты накопленного жизненного опыта. За прошедшие десятилетия изменился мир, и классика неожиданно становится очень и очень актуальной. Вчитываясь в строки романа "По ком звонит колокол", понимаешь, что это не только про Испанию. Это ещё и про сегодняшнюю Украину.

 

Хэмингуэй написал свой самый знаменитый роман в 1940 году, когда гражданская война в Испании уже закончилась. Она, как и полагается, сопровождалась информационной войной, и "По ком звонит колокол" мог сыграть против республиканцев, которым автор несомненно сочувствовал.

Но давайте представим себе, что эта война идёт сегодня, и она расколола российское общество. А роман Хэмингуэя - главный источник информации о том, что там происходит. И как бы в этом случае выглядела дискуссия на "7х7".

Владимир Григорян, как человек консервативных убеждений, думаю, принял бы сторону генерала Франко - монархиста, ярого сторонника традиционных ценностей. И роман американского классика ему бы очень помог. 

Он бы мог написать, например, пост "Их били железными цепями" о том, как партизанский вожак Пабло, захватив город, выстроил всех жителей в две шеренги, заставив их взять в руки железные цепи. И вот сквозь  сквозь этот чудовищный строй он пропустил всех местных франкистов, многие из которых не сделали никакого зла. Но они все были забиты этими железными цепями.

Леонид Зильберг и Владимир Ермилов, естественно, принявшие сторону республиканцев, напомнили бы поговорку про сучок в чужом глазу и бревно в собственном и пересказали бы эпизод с изнасилованием девушки Марии, на глазах которой франкисты расстреляли её родителей.

Григорян бы возразил: дело вовсе не в отморозке Пабло, а в том, что его поступок не вызвал у республиканцев никакого осуждения.

Впрочем, у Володи был бы и более весомый аргумент - комиссар интербригад Андре Марти (кстати, не только персонаж, но и реальная историческая фигура). Это уже не рядовой отморозок, это один из лидеров республиканцев. Григорян наверняка назвал бы его либералом, хотя на самом деле Марти был французским коммунистом. Но для Володи слово "либерал"  означает "плохой человек". А Андре Марти был очень плохим человеком. Его даже собственный адъютант считает сумасшедшим, поскольку Марти помешался на расстрелах. Причём расстреливал он не франкистов, а большей частью своих - троцкистов, анархистов и просто тех, кто подвернулся под горячую руку.

Что можно на это ответить сторонникам республиканцев? Не только Пабло и Марти сражались в их рядах. Среди республиканцев были хороший американский парень Роберт Джордан, обаятельный советский журналист Карков (его прототип - корреспондент "Правды" в Испании Михаил Кольцов, расстрелянный после возвращения по приказу Сталина. По одной версий, с подачи Андре Марти), верная и нежная Мария, властная и благородная Пилар.

Однако и в рядах франкистов сражались не только насильники и мерзавцы. Роберт Джордан читает письма убитого им франкистского солдата - простого ремесленника. И письма матери и сестры очень трогательные.

Можно, конечно, посмотреть на кровавое противостояние с точки зрения последующих исторических реалий. Но однозначного ответа, на чьей стороне оказалась историческая правда, нет. В той войне победил Франко. Затем ему удалось не втянуть Испанию в кровавую баню Второй мировой войны, хотя "Голубая дивизия" воевала на Ленинградском направлении. После войны Франко провёл экономические реформы и вывел Испанию из нищеты. После его смерти Испания стала полноценной монархией. Но король Хуан Карлос I, взойдя на престол, отказался от франкизма и привёл страну к демократии.

Так нужна ли была эта жестокая гражданская война?

Но это дела давно минувших лет. Сейчас совершенно бессмысленная гражданская война при активном участии России идёт не в далёкой Испании, а в очень близкой нам Украине. И пока там растёт список жертв, колокол звонит и по Григоряну, и по Зильбергу, и по Ермилову, и по автору этих строк. Напомню эпиграф к хэменгуэевскому роману: "...смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе".