Медиафрения. Телешоу «Бегущая страна»
27 ЯНВАРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Из «Ежедневного журнала».
ВЦИОМ наконец решился измерить отношение россиян к теракту в редакции журнала «Шарли Эбдо». Не прошло и 20 дней после трагедии. Задать прямой вопрос о допустимости карикатур на пророка не решились, поскольку боялись оскорбить чувства, например, известного своей трепетностью Кадырова самой постановкой вопроса.
Зато ответы на вопрос, кто виноват и в чем причина, впечатляют. Вот эти ответы, опубликованные в «Коммерсантъ-Власть» 26.01.2015 г.:
30% — поведение французских журналистов, оскорбивших религиозные ценности мусульман;
25% — политика французского правительства, позволившего оскорблять религиозные ценности;
11% —правительство допустило приток большого количества мусульман в страну;
8% — поведение нескольких мусульманских экстремистов, ответивших насилием на оскорбление религиозных чувств;
6% — виноваты французские спецслужбы и их непрофессионализм;
5% — политика самопровозглашенного Исламского государства; журналистов убили из-за ненависти исламских экстремистов к светскому государству и свободе слова.
Цифры, приведенные выше, это фактически приговор российскому общественному сознанию. Вопрос ведь довольно простой: есть убийцы и есть жертвы. Спрашивается, кто виноват? В чем (в ком) причина? Не «что способствовало» или «что стало поводом (предлогом)», а именно «какова причина» и «кто виноват»? Люди, возлагающие вину на жертву (шла в короткой юбке ночью через парк), а не на убийц – это люди с необратимыми изменениями сознания. Такие люди в принципе не способны на солидарность, взаимопомощь, даже на простое сочувствие.
Среди россиян, судя по опросу, таких 72%, тех, кто возлагает вину, прежде всего, на журналистов (30%) или на французские власти (42%). На убийц возлагают ответственность всего 13% опрошенных.
Самым ярким и наиболее широко освещенным в российских СМИ ответом на убийство французских журналистов стал объявленный миллионным (странно, что не миллиардным) митинг в Грозном, реальным лозунгом которого стали не надписи на дорогих, купленных на деньги российских налогоплательщиков шариках и транспарантах, а самодельный плакат «Я – Куаши», то есть «Я – убийца Шарли». Мир после 7.01.2015 г. действительно разделился на тех, кто «Я – Шарли», и тех, кто «Я – Куаши». Большинство россиян в той или иной мере склоняются к выбору второго варианта.
Причина – в небывалой плотности пропаганды неизмеримого превосходства русских ценностей, православия над католичеством, не говоря уже о протестантизме, превосходстве российской духовности над западным потребительством и извращениями. Простой перечень авторов, в диапазоне от Третьякова до Проханова, опубликовавших подобные тексты на минувшей неделе, занял бы несколько страниц. Вот, например, колонка Владимира Лепехина, директора института ЕврАзЭс, члена Зиновьевского клуба, опубликованная РИА «Новости». Текст называется «Как и на чем закончится европейская цивилизация» и, как и следует из названия, провозглашает очередной «закат Европы». Запад виноват, во-первых, тем, что попустил у себя ереси, наподобие протестантизма, а, во-вторых, ложно понял прогресс как «разного рода телесные радости». Православие же, напротив, свои ереси перебороло и сегодня поднимает свой авторитет.
«У Западной Европы шансов на выживание нет», — неумолим Лепехин. И далее член Зиновьевского клуба наслаждается картиной гибели грешной цивилизации: «Западноевропейцы еще в начале прошлого века сами соорудили для себя виселицу, после чего сами намылили веревку, сунули голову в петлю и сами же (летом минувшего года) спрыгнули с табуретки». Конец цитаты.
«Прыжок с табуретки» -— это, если кто не понял, обвинение России в сбитом Боинге и применение к России санкций. Тут, конечно, снисхождения быть не может. Но милосердный Лепехин все-таки дает Евросоюзу срок дожития 15-20 лет. Но строго предупреждает: только Россия может спасти Европу от окончательного вырождения.
Извечный вопрос, верят ли сами лепехины (третьяковы, киселевы, соловьевы) в ту чушь про грядущую гибель Европы и российское превосходство над Западом, которую они постоянно пишут и несут в эфире, — этот вопрос не имеет однозначного ответа. Здесь подходит адаптированная формула героя советской кинокомедии: «Тут верю, а тут – нет». Если патриот или не дай бог кто из его близких серьезно заболеет, операция – только в Германии или в Израиле. Дите учить – это в Лондон. А как сядет патриот за клавиатуру или возьмет микрофон, тут вера в российское превосходство немедленно занимает все межушное пространство.
Попадаются, правда, искренние цельные натуры, которым превосходство России над Западом кажется очевидным. Антон Павлович Чехов довольно убедительно описал механизм такого выбора, исследуя внутренний мир одной из самых симпатичных своих героинь, которая «решала вопрос: где лучше — у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустой; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанок, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань»… Естественно, чеховская героиня делает выбор в пользу столяра, несмотря на то, что у незнакомца хорошо кормили, зато у столяра полно духовности, которую в частности обеспечивал сын Федюшка тем, что давал героине кусок мяса на веревочке, а затем со смехом вытаскивал его из желудка… Возможно, это одно из лучших в русской литературе исследований психологии явления под названием «русский выбор».
ВОЙНА ДЛЯ ТЕЛЕШОУ
В фильме «Бегущий человек» для телешоу используются отдельные живые люди, которых на потеху публике преследуют и убивают специально обученные убийцы. Для того, чтобы публика была на стороне убийц и не испытывала жалости к жертвам, сочиняются и предъявляются публике специальные легенды, в которых жертва предстает в роли кровавого преступника, который должен понести заслуженное наказание.
Российским телешоу тесно в рамках голливудского фантастического боевика. Им в качестве жертвы нужна целая страна, которую, чтобы зрителям ее не было жалко, объявляют фашистским агрессором. Поставьте себя на место Соловьева или Киселева. Вот наступил мир на украинской земле. И что? Нет, вы скажите, чему, по-вашему, должен быть адресован пафос Киселева? Весь пафос выливать на Высшую школу экономики? Не смешите, это же стрельба из пушек по воробьям.
О чем у Соловьева будут вопить Ж. с Прохановым? Какого врага будут разбивать Никонов со Стариковым? Им, что, прикажете вечно биться с Навальным, привязанным к стулу? Или огнем жечь Федеральную антимонопольную службу? А всех этих лидеров ДНР-ЛНР куда девать? Они же в студии Останкино уже и семьи и всю мелкую живность перевезли, корни пустили, все останкинские коридоры под огороды распахали.
Поэтому, вопреки всем прогнозам, что зимой наступать неудобно, террористы Новороссии пошли в наступление практически сразу после длинных зимних праздников, как только телеведущие вышли из отпусков. Умри, а картинку обеспечь. Кто-то, конечно, умер, но картинку для ТВ сделали, а дальше уже дело техники. Обстрел Мариуполя, 30 погибших и сотня раненных, казалось бы, не оставляли лазейки для вранья, настолько очевидно было, что это дело рук пророссийских боевиков. Однако сотрудники российских информационных войск очередной раз дали мастер-класс.
«Кто стрелял, задают вопрос местные жители», а вместе с ними «Вести недели» Дмитрия Киселева. И тут же в качестве то ли местных жителей-мариупольцев, то ли в качестве независимых экспертов ответ дают главарь ДНР Александр Захарченко и зампред народного совета ДНР Денис Пушилин. Стреляли по своим территориям, естественно, украинцы. Захарченко, который за пару часов до трагедии объявил, что штурмует Мариуполь, узнав о масштабе жертв, тут же заявил, что никакого штурма не было и не будет.
Еще более экзотическое объяснение непричастности боевиков к уничтожению мирных жителей придумал выступавший у Соловьева в «Воскресном вечере» министр иностранных дел ДНР Кофман. Вообще, те, кто внимательно смотрит российские ток-шоу, имеют возможность проследить за удивительными карьерными траекториями многочисленных лидеров непризнанных республик. Там множество вакансий. Парламенты ДНР, ЛНР и отдельно парламент Новороссии. Масса министерских постов в каждой республике. Вот Александр Кофман теперь обернулся министром иностранных дел ДНР. Нет, человек он, несомненно, достойный, но в роли главы МИДа Кофман, который в каждой передаче твердит, что с киевскими фашистскими властями и их хозяевами на Западе не может быть никаких переговоров, что мир возможен только после того, как армия ДНР возьмет Киев и повесит Порошенко и Яценюка, в общем, в роли главного дипломата такой человек смотрится как-то… а впрочем, для ДНР, возможно, как раз то, что надо.
Так вот, глава МИД ДНР Кофман дал любопытное объяснение тому, почему боевики не могли обстреливать жилые районы Мариуполя. Оказывается, они, боевики, вообще никогда не ведут артиллерийских обстрелов позиций украинских войск. Потому, что им, боевикам ДНР, это совершенно не нужно. Оказывается, стоит им, боевикам ДНР, просто подойти к позициям украинских войск, как все эти войска немедленно убегают, бросая технику, позиции и вооружение.
То есть то обстоятельство, что война в Украине длится уже скоро год, объясняется лишь тем, что воины Новороссии по каким-то причинам ленятся подходить к украинским позициям и одним своим видом обращать неприятеля в бегство. Александр Кофман вообще был звездой этого выпуска «Воскресного вечера», возможно, на него вдохновляюще подействовало назначение главой МИД. Он, Кофман, создал еще один шедевр в галерее имени распятого мальчика в трусиках. Вот этот шедевр. Дело, как сказал Кофман, было в Бердянске, где обнаружилось 22 трупа изнасилованных девочек. Глава МИД ДНР Кофман знает, что это сделал батальон «Азов», в котором все говорят на иностранном языке. Кроме того, глава МИД ДНР Кофман установил, что батальон «Азов» состоит исключительно из албанцев.
На этой почве (не по вопросу о 22 изнасилованных девочках – тут как раз в студии Соловьева ни у кого никаких сомнений, а по вопросу исключительно иноземного происхождения военнослужащих украинской армии) у главы МИДа случился диспут с лидером движения «Антимайдан» Викторией Шиловой. Дело в том, что Виктория Шилова, которая ничуть не уступает Кофману в ненависти к украинской власти, существенно расходится с ним в методах борьбы с супостатом. Если Кофман считает, что врага надо немедленно уничтожить, взять Киев и всех там повесить, то Виктория Шилова, соглашаясь с последним пунктом плана Кофмана, считает, что воевать совсем не следует, а следует наоборот всем мужчинам воткнуть штыки в землю. И когда война по причине отсутствия воюющих закончится, надо немедленно арестовать все киевское начальство, ну а дальше см. план Кофмана.
Глава МИД Кофман резонно указал Виктории Шиловой на слабое место ее плана, а именно на то обстоятельство, что в украинской армии, как доподлинно известно Кофману, практически нет граждан Украины, а воюют одни иностранцы, вроде тех албанцев, которые, по данным Кофмана, убили и изнасиловали 22 девочки. Поэтому, объяснял Кофман, не надо говорить о братоубийственной войне, поскольку с украинской стороны для боевиков ДНР нет братьев, а сплошные иноземные захватчики.
Вообще, если кто-то внимательно слушал все, что говорили люди, собравшиеся в студии Соловьева (искренне надеюсь, что таких зрителей было немного), то вряд ли этот кто-то понял, кто именно воюет на украинской земле с обеих сторон. Как уже было отмечено, министр Кофман утверждал, что против ДНР воюют главным образом иностранные наемники, а Соловьев постоянно с болью говорил о нищих, голодных украинских подростках, которых гонят на бойню. Тот же Кофман утверждал, что со стороны ДНР нет граждан России. А вот депутат Никонов, который лет 5-6 назад внезапно вспомнил, чей он внук, и с тех пор непрерывно проникался к своему деду всевозрастающей гордостью, в ходе этой передачи, как всегда цитируя деда, периодически вскрикивал, что враг будет разбит, а победа будет за нами. Тем самым не оставляя зрителям шансов усомниться, что на стороне ДНР воюют его, Никонова, сограждане, то есть россияне.
Милитаристская атмосфера на «России – 1» достигла предельной концентрации, когда в студию Соловьева пришел Дмитрий Рогозин. Вместе с Дмитрием Олеговичем в студию Соловьева проникли: наш российский аватар, то есть идеальный солдат, управляемый на расстоянии, умная пуля, способная поразить любую цель с любого расстояния, а также невероятное множество подводных лодок, ракет, танков и боевых вертолетов. Соловьев и Рогозин откуда-то узнали, что американцы страшно боятся всей этой неописуемой российской мощи, поскольку американцы прекрасно понимают, что российское оружие намного мощнее, и поэтому мы можем уничтожить США (см. «радиоактивный пепел» от Д. Киселева), а они нас – никогда!
Соловьев все-таки решил уточнить у Рогозина, чего же больше всего боятся американцы, что заставляет их больше всего нервничать? И Рогозин, который все время старался избегать конкретики, опасаясь в доверительном разговоре выдать какой-нибудь секрет, тут вдруг пошел на откровенность. «Наша непреклонная воля», — сказал Рогозин с видом человека, решившего сжечь за собой мосты и выдать-таки главную военную тайну.
Но пика искренности беседа достигла, когда Соловьев спросил Рогозина, придав голосу особую задушевность: а как президент, насколько он вникает в дела ВПК? И тут лицо Рогозина просто засветилось изнутри и стало таким честным, что перестало помещаться в кадр, а текст, который произнес вице-премьер, поначалу был почти дословной цитатой из Шварца: «Без подобострастия скажу, это выдающийся государственный деятель. Если бы у американцев был такой президент, то у них дела были бы намного лучше».
ПРЕВРАТНОСТИ МОРАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Одной из главных тем минувшей недели и, вероятно, главной темой этого года стало предстоящее 70-летие Победы и происки врагов, вознамерившихся эту Победу у нас украсть.
Несмотря на то, что до славной даты еще более четырех месяцев, повод поговорить о ней находится у сотрудников наших СМИ практически круглый год. В этот «Воскресный вечер» поводом для обострения военно-патриотических чувств стал юбилей освобождения «Освенцима», на который не пригласили Путина.
По этому поводу всю минувшую неделю в российских СМИ бушевала истерика, что США и Европа пересматривают итоги Второй Мировой войны и присвоили себе нашу победу. Пересказать весь тот бред, который несли участники даже одной передачи Соловьева, нет ни сил, ни времени, ни смысла. Господин Ж. объяснил всем, зачем католики избрали Папой римским поляка. Оказывается, западный мир очень хотел сделать России пакость. Между нами и Европой все время вставляют поляков, потому что они к нам плохо относятся, сообщил проницательный Ж.
Соловьев встревоженно уточнил у Ж., считает ли он, что Иоанн Павел II по-прежнему является понтификом, и несколько успокоился, услышав отрицательный ответ. Видимо, ему еще хотелось выяснить, как именно можно «вставлять поляков» между нами и Европой, если они уже «вставлены» между нами своей территорией и историческим процессом. Но ведущий предусмотрительно не стал этого делать, чтобы не дать Ж. сорвать передачу.
2014 год Путин планировал как год Олимпиады, статус хозяина которой должен был поставить его, Путина, в центр мировой повестки. В итоге в 2014-м Путин стал мировым изгоем.
2015-й задумывается как год Великой Победы, в лучах которой Путин планирует позировать как новый освободитель от чего-нибудь ужасного. Например, от бездуховности, от нового фашизма, от гомосексуализма. Начало 2015-го гарантирует, что в этом году Путин из мирового изгоя превратится во врага большей части человечества.
«Как же так?! – восклицают медийные изделия в диапазоне от «КП» до Первого канала. – СССР внес основной вклад в Победу, Россия правопреемница СССР, Путин – президент России, а значит, имеет право получить основную долю благодарности, уважения и прочих проявлений морального капитала, связанного с Великой Победой».
Сотрудники изделий либо сознательно лгут, либо на самом деле не понимают, как устроен моральный капитал. Он, этот капитал, был невероятно огромен сразу после Победы. Большинство интеллектуалов мира были левыми, значительная часть европейской интеллигенции была в «холодной войне» на стороне СССР. США потребовались годы маккартизма и охоты на ведьм, чтобы хоть немного уменьшить левые настроения и пророссийский настрой интеллигенции.
Ни людоедство послевоенного Сталина, ни взбалмошность и хамство Хрущева, ни маразматическое безумие кремлевских старцев не смогли обнулить моральный капитал Великой Победы. Это удалось Путину. Мир, Европа не пересматривают историю Второй Мировой. Не умаляют ведущую роль СССР и величие подвига советского солдата.
Европа, по крайней мере, некоторая ее часть, не готова больше отдавать долг благодарности за свое спасение человеку, который родился спустя семь лет после Победы, но зато за 15 лет своего владычества над Россией сумел совершить множество преступлений. А главное — сумел поставить мир перед угрозой новой мировой войны и уже фактически сломал послевоенное устройство мира, украв Крым и нарушив территориальную целостность Украины.
Механизм наследования морального капитала отличается от аналогичного механизма капитала финансового. Здесь роль нотариуса выполняет общественное мнение. В России этого института нет, но в мире он присутствует. Людям, привыкшим иметь дело с финансами и плохо представляющим, как устроен моральный капитал (а именно такова российская «элита»), трудно понять, что в случае морального капитала не работает понятие «сальдо», не бывает взаимозачетов. Поэтому такие люди иногда удивляются, почему Сталина нельзя признать «эффективным менеджером» (провел же индустриализацию!), а Гитлеру скостить пару-тройку миллионов убитых евреев за то, что строил отличные дороги и избавился от безработицы.
2015-й год уже одним Мариуполем приближает Путина к Гааге. Одной только неуплатой 50 миллиардов за украденный ЮКОС делает его беглым алиментщиком. Одним только расследованием по делу Литвиненко, которое вступает в заключительную стадию, превращает его в банального уголовника.
Международные преступники не наследуют моральный капитал предков. Гитлер не был ни для кого наследником Гете и Канта. Чикатило никто не считал наследником Пушкина и Чехова.
70-летие Великой Победы не будет приватизировано Путиным. Несмотря на все усилия его информационной обслуги.