«Запах лагеря преследует меня»
90-летняя Джена Тергель выжила после четырех концлагерей и газовой камеры
Lenta.ru/articles/2015/01/27/turgel/
Каждая история бывшего узника концлагеря сенсационна в своей беспощадной «основанности на реальных событиях». Но жизнеописание полячки Джены Тергель выделяется даже на этом фоне: шесть лет ее жизни прошли в четырех концлагерях, и ей удалось выйти живой из газовой камеры. 90-летняя Тергель дала интервью к 70-летнему юбилею освобождения Освенцима советскими войсками 27 января 1945 года.
«Когда вспоминаю прошлое, мне нужно ущипнуть себя, чтобы убедиться в том, что я правда жива»
Джене Тергель исполнилось 16 лет, когда в 1939 году на Краков посыпались немецкие бомбы. К родственникам в Америку семья уехать не успела: город молниеносно оккупировала армия Третьего рейха. Большая еврейская семья — мать, отец и их восемь детей — остались в Кракове. Двое старших братьев погибли, пытаясь сражаться с нацистами.
Джена попала в концентрационный лагерь Плашув, где провела два с половиной года, а затем была переведена в Освенцим. Там она пережила встречу с Йозефом Менгеле — «ангелом смерти», как прозвали доктора заключенные. Он лично занимался отбором узников, прибывающих в лагерь, и проводил преступные эксперименты над многими из них.
«В Освенциме за слезы можно было получить пулю. Приходилось быть сильными, блокировать эмоции».
В 21 год Джену приговорили к смерти. Вместе с сотнями других узников ее отправили в газовую камеру. Но каким-то чудом яд не подействовал на девушку. Более того, она не сразу поняла, что побывала на казни — об этом ей сказала одна из соседок по бараку. Однако экзекуция не прошла даром для польки — девушка полностью лишилась голоса. Почему ее не отправили на страшную смерть повторно? Она не знает.
Аушвиц, 1945 год
Фото: Reuters
Когда советская армия приблизилась к Освенциму, Тергель вместе с другими отправили вначале в Бухенвальд, а затем в Бельсен. После освобождения Бельсена британской армией Джена познакомилась с офицером-англичанином. Они поженились, и началась новая жизнь — в Лондоне.
Она не плачет и сейчас, когда дает интервью, — привычка, говорит. Просто приводит факты, хотя и признается, что сама порой не в силах поверить в произошедшее. Голос вернулся к ней со временем.
«Я всегда пользуюсь духами. Вонь лагеря — она до сих пор со мной, и я пытаюсь ее заглушить».
Ее преследуют не только призрачные запахи, но и странные ощущения. «Моя 17-летняя сестра Мириам спала рядом со мной, слева. Ее застрелили за тайные поставки еды на территорию лагеря. С тех пор я все время чувствую холод в своей левой руке», — рассказывает Джена.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
11:43 Сегодня
Лица и номера
Убийцы и жертвы Освенцима
В прошлом осталось много призраков — Джена потеряла отца, а также всех сестер и братьев.
«Все эти погибшие люди были реальны. Они были отцами и матерями, дядями и тетями, врачами и учителями, поэтами, композиторами. Моя история — всего лишь одна из многих, и шесть миллионов людей вроде меня так никогда и не смогли рассказать о себе. Я была и всегда буду свидетелем массового убийства».
Джена дважды бывала в Освенциме со своими внуками. Во вторник, 27 января 2015 года, она обязательно посмотрит по телевизору церемонию, посвященную 70-летию освобождения лагеря.
Юлия Верби