21 января умер Ленин. В прежние годы в этот день звучала песня «Ленин всегда с тобой», где есть такие слова: «Ленин в тебе и во мне». Ленин был и в моей жизни.

 

Детство мое было, можно сказать, патриархальным: с колокольным звоном на каждый церковный праздник, Пасхальными куличами и «жаворонками» на «Сороки», Крещенской водой и Троицкими травами, молитвами бабушки о «царе Николае Александровиче и царице Александре Федоровне». Бабушка, чьи молодые годы прошли как раз при царях (она родилась в 1887 г.), определяла правила поведения и идеологию в нашем доме до последних дней своей жизни (в 1990 г.). Она была человеком грамотным, читала все свежие газеты, привила мне интерес к творчеству Льва Толстого и Ивана Никитина.

 

Никитин с ее любимым: Все прошло; пропала сила, Притупился взгляд; Смерть в могилу уложила Деток и внучат... был ей особенно близок – война забрала четверых ее сыновей. Так что в школу я пошел, уже зная грамоту. Лет в пять я освоил Букварь не только от корки до корки, но и прочел все слова наоборот. Тогда-то я и запомнил фразу «нинеЛ локодел» - это было мое первое знакомство с Лениным.

 

Бабушка была человеком добрым, не ворчливым, при всяком деле напевала песню «Гора Афон, гора Святая…» и использовала всего два ругательства, которые подходили к любому человеку: «слит шутоломный» и «аллилуй в масле», в редких случаях прибегая к угрозе - «Боженька ухо отрежет». Однажды, будучи уже пионером-третьеклассником, под влиянием «пропаганды», я вырезал из журнала «Здоровье» портрет Ильича, наклеил на картонку и поставил его у икон в святом углу. Гнев бабушки был безмерным. Со всей прыти она подлетела к иконам, сбила Ленина на пол и стала топтать его, приговаривая: «Это же идиот и убийца, а ты его во святой угол». С тех пор она стала рассказывать свое видение истории и места Ленина в ней. С меня, как и других своих внуков, правнуков и праправнуков, она взяла слово, никогда не заходить в Мавзолей к Ленину и «не прикладываться» к нему. Ведь мало того, что он сам «анчихрист», так еще и голова царя Николая, которую «привезли на показ к Ленину», лежит под его гробом.

 

Среди наших многочисленных родственников партийных не было. Но мне пришлось однажды свою активность проявлять через комсомольскую работу на должности первого секретаря райкома. И вот уже в октябре 1991 г., когда компартия была под запретом, и страна готовилась к кардинальным реформам, я высказал в газетном интервью свою точку зрения о Ленине. Я повторил слова Ивана Бунина о нем: «...Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек - и все-таки мир настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?» Реакция районного актива была незамедлительной: по этому случаю собралась сессия райсовета, где меня осудили как «борзописца» и предложили убрать с работы. Таким образом, будучи самым молодым первым секретарем райкома комсомола в России, я оказался последним, кто был исключен из этой организации. Через три дня комсомольская организация страны самоликвидировалась.

 

Потом пошли годы шельмования Ленина, какие только злодеяния ему не приписывались! Некоторые из них, как например, «Указание о борьбе с попами и религией за № 13666/2», сами изготовители были вынуждены признать фальшивкой, т.к. широкое хождение стал иметь другой «документ»: решение И.В. Сталина об отмене этого «указания». Стремясь не допустить создания положительного образа «православного Сталина» фальсификатором пришлось саморазоблачиться.

 

Я понимаю, что в сознании наших граждан останется в целом положительный образ Ильича. И нахожу минимум три его деяния, неожиданным образом позитивно повлиявшие на историю нашей страны: он не допустил Троцкого к должности премьер-министра и сам занял ее; он не уступил левым эсерам летом 1918-го и сохранил власть за собой; он взялся обустраивать разграбленную и разоренную Россию, как прообраз соединенных Штатов Европы, но в итоге создал условия для возрождения России в ее прежних границах. Вот так его маниакальная жажда власти в итоге сослужила добрую службу нашей стране. А его прогрессивные идеи о справедливом мироустройстве актуальны до сих пор.

 

Бабушка моя, прожившая 103 года, готовясь к жизни вечной, часто повторяла, обращаясь к молодежи: "Мы-то счасливую жизнь прожили, а что вам оставляем? Вам-то тяжело будет, ведь Конец Света приближается". Сможет ли наше поколение сказать, что мы прожили счастливую жизнь? Думаю, сможем, только для этого нам нужно ссоры и распри между собой прекратить, особенно об истории нашей страны, повторив вслед за Пушкиным: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

 

Оригинал