О литературе - гипсовые трубачи и статуи свободы

http://marta-vallers.livejournal.com/51355.html

На войне как на войне… Если враг не сдается, то его… Ну понятно… Информационная война еще жестче - мало уничтожить, надо раздавить, унизить, полить ядом сарказма и приклеить ярлык бездаря… Ювелирная работа. А еще надо хвалить своих, увенчивать их лавровыми венками. Неважно, что новоявленный писатель пишет с ошибками, не умеет выстроить сюжет, и русский язык в его исполнении - не великий и могучий, а куцый и хилый... Но для базиса сойдет. Кто сказал , что в информационных войнах нужны ферзи и слоны? Пешки…пешки нужны… и в большом количестве. 

Прискорбно, но факт. Современная российская литература - это литература ПЕШЕК. Литература безвременья. Слово смуты (я намеренно не пишу «художественное слово», ибо художественности в этом слове нет).

Есть все что угодно - непримиримая ненависть ( либералы - патриоты), подковерные интриги, обмен пленными - баш на баш - ( я вам эту премию, а вы уж - будьте любезны - и моих протеже не обижайте), нервное растаскивание бюджетных денег на литературные премии ( Волошина, Дельвига, Солженицына - ну в общем, вспоминайте все имена - под все деньги получают), исступленный дележ писательского союза (ой, сколько новообразований получилось - и Московский СП, и Российский, и писателей 21 века и каких только союзов не наплодилось) и дележка бывшего имущества и новых благ. Здесь особенно интересно получается. Со скандалами и драками.
Вот отмутузил у всех на глазах писатель Битов новоявленную писательницу Светлану Василенко (которая секретарь Союза российских писателей). Оплеуху заехал. Нехорошо - подумали писатели - лучше бы словами всяко-разно или зеленку вылить… это в писательской среде - понятно.. а вот так - чтоб сразу в ухо… Это - нет. В суд могут потащить. И все сделали вид, что ничего не видели… Я тоже против оплеухи. Но и слова поощрить не могу - ей-то что? от этих слов? не знает, что ли? сама вон как лихо пользуется, правда облекая их в красиво оформленный роман под ненавязчивым названием «Дурочка», изданный в количестве 200 экземпляров (обнищал Союз совсем, что ли? или даже «клубничные» издательства отказались?)
Но сам факт. Цитирую «художественное слово» секретаря ( баальшое руководство) Российского Союза Писателей :

Начинается опус - исключительно оригинально. Куда там Гоголям вкупе с Буниными. Остальные тоже нервно курят в сторонке.


«Год назад весной тюльпаны были кровавые. Надька, моя сестра, бегала по степи, собирала. Бежала, на змею наступила, та грелась, вылезла гадюка, взяла Надьку укусила, гадюка, гадина, как собака — гам, — гадость серая, дрянь, выше коленки, я стал высасывать, Надька обоссалась, не ссы, говорю, прямо на голову, дура, я губами высасывал, на губах трещина, весь яд я всосал в себя, я как змеюка стал, я ходил по больнице и шипел — а-х-а — и хватал Надьку за ногу, я подползал и хватал, Надька ссала прямо на пол, я уползал, хвоста не было, хотелось, чтоб был хвост, не ссы, говорил я, тут тебе не степь, тут тебе больница, тут тебе не моя голова, я медленно уползал в палату, мне очень не хватало хвоста».

Как-то я перестала осуждать Битова. Нехорошо…

Кто там у нас еще - лауреаты разных свободных литературных конкурсов? Ага… Сорокин. Владимир. Тот самый, который гордо озвучил, что он писатель, забивший золотой гвоздь в голову Великой Русской Литературы. То есть человек с гвоздем. Так и мелькает картинка - памятник Свободы мерно вбивает по гвоздю в головы таких писателей. Насчет золотых - не знаю…

А вот со временем как бы им не получить осиновый кол…  посмертный. Ну, когда вместо Василенко в секретариате будут НОРМАЛЬНЫЕ и ТАЛАНТЛИВЫЕ писатели...

Или Шаров. Тоже Владимир. Тоже нынешний лауреат. Он обсасывает сталинскую эпоху. Это принцип такой - надо премию? так извольте лягнуть советский строй, сталинизм, хорошо бы поерничать над деревенской русской прозой. Художественные особенности?

Тягучий, как советские ириски, и мерный , как песня акына, текст. Он ( автор - Гоголь Второй), а герой - Чичиков Павел Иванович. Обличает всех и вся. Но вяло как-то…  Новое слово - вроде как нет нецензурщины и открытой порнографии. Перестроились либералы. Завуалировались. 

Новая находка неуемных искателей талантов -первое место «Национального Бестселлера» - Ксения Букша. Даме 31 год и она на поток поставила уже 10 таких книг-кирпичей. Последний кирпич называется «Завод «Свобода». От этой находки пришли в ступор даже сами либералы. Им же хвалить надо. И покупать активно - это ж объявлено бестселлером (то есть лучшей продажной книгой). Автор хоть и продажный, но явно не продажный. Но хвалят. Из последних сил. Заранее зная, что бывает с пиар-менеджерами, продвигающими протухшую колбасу или плоские кислые пироги. Стараются это делать в виртуале - чтобы продуктом в морду не получить.. Текст - поток сознания. Даже не воспаленного - там хоть всплески случаются. Это - творчество тихого скромного графомана, выводящего буквы алфавита.

«В цех заходит R. Это цветущая, знойная дама высокого роста. У нее большое все. Огромные груди. Высокая прическа, как башня, из черных ярких волос. Выпуклые карие глаза. Губы окрашены ярко-алым. Девочка, идите ко мне, гудит R. Это вы — филолог? Будущий... Идите со мной, вы мне нужны. (Кабинет R нельзя даже назвать кабинетом, это поляна посреди огромного цеха, окруженная пальмами, вьющимися растениями на шпалерах, араукариями и календарями.) Повторите за мной, девочка: МПР2413-Р-ЗУ-58. Танечка: МПР2413-Р-ЗУ-58. Так. А теперь: ТИУ-685-00-Р13. Танечка: ТИУ-685-00-Р13. Теперь, будьте добры, скажите что-то еще. Все-равно что. Schlof schein mein vogele[1]. (Тень удивления в выпуклых карих глазах.) Mach zu sein oigele[2]. Так-так... А теперь повторите, пожалуйста, первый номер, который я вам называла. МПР2413-Р-58. Не совсем. Р-ЗУ-58».

Это - даже не кирпич. Это только бетонный фундамент. По замыслу автора - оно должно обличать полное отсутствие свободы в череде будней советской действительности.. 



Иногда мне кажется, что литературное ЖЮРИ всех этих конкурсов - это сплошь Промокашки из «Место встречи изменить нельзя». Помните, как внедрялся в банду чекист-музыкант? «Эдак и я сыграть могу. А вот «Мурку» можешь? сбацай…».

Поэтому и получаем вместо художественной высокой литературы – «Мурку», хоть с подтекстом, хоть без…


Скажу крамольную для убежденного ватника мысль - в патриотических премиях (Дельвига, например). Дело обстоит не лучше. Юрий Поляков, нежно любимый мною автор «Апофегея» и «Кости Гуманкова». Явно заматерел в боях с либералами и забронзовел на фоне своей значимости. 

А что? И книги продаются как горячие пирожки, и фильмы ставятся и постановки в театрах - много неудачных, но все же…

Кто-то из литературного бомонда его упрекает в том, что он как Охотник из «Обыкновенного чуда» теперь только о былой славе печется, чтобы не расплескать… и не выдвинуть сдуру молодой горячий талант. А может, подустал. Но энтузиазма явно нет. В декабрьском длинном списке нет НИ ОДНОГО яркого и необычного писателя. Только старая испытанная обойма, по дороге к литературным вершинам растерявшая весь изюм. И тоже тягостные и нудные песни акынов, но уже в русле капиталистического реализма. Даже подозрение закрадывается, что самому неинтересно. Отсиживает на пятиминутке политпросвещения. А ведь это автор яркого сатирического "Демгородка." Куда все ушло?

Такое же тягостное чувство посетило меня на творческой встрече Полякова с читателями. Человек тридцать фанатов пенсионерского возраста. Ни искорки в глазах писателя, ни интереса у читателей. А где искрометный юмор? где хотя бы ироничный сарказм? или мягкая ирония по отношению к себе? Нет.. Длинная, упоительно страстная речь «Я, обо мне, со мною, и опять Я,Я и Я…». Вдвойне обидно видеть это в писателе, который призван не только занимать место в русской литературе, но и НАХОДИТЬ таланты, которые могут потеснить безликость и серость либеральных творений.. И ведь их достаточно. В Инете.

Да видно, из бывшего задорного трубача вызрел... ГИПСОВЫЙ ТРУБАЧ.


Поэтому, я сейчас УВЕРЕНА, что будущее НАСТОЯЩЕЙ русской литературы куется не в этих окололитературных конкурсах и премиях, не в этих Союзах, предводительствуемых литературными карликами, а в Интернете. 

На слуху уже много имен ЧИТАЕМЫХ писателей. Ну что ж, будем надеяться, что многие их них перетекут в наиболее интеллектуальные издательства и будут продаваться влет. Без грантов и политических подтекстов. Ну, хотя бы как маститые и талантливые Прилепин, Пелевин, Акунин, Токарева, Петрушевская, новые Слава Сэ, Ингвар Коротков, Наталья Черкас. Те, у которых - действительно яркое художественное слово. Так что я ныне - за коммерческую литературу.