9 ЯНВАРЯ 2015, ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
По евразийскому календарю 2014 год числился годом Большой Мышеловки. Наступающий же год, говорят астрологи, будет годом Мелкого Пука в Лужу. Впрочем, среди них есть и такие, кто называет его годом Пушного Зверя на Мягких Лапках. Собственно, о чем дискуссия: явление Зверя из полярной ночи вполне может сопровождаться Мелким Пуком со стороны гостеприимных российских властей.
Что касается Большой Мышеловки, то бесплатный сыр Крымнаш, призванный заменить привозной рокфор, уже почти весь съеден; население задумчиво пробует на зуб железные прутья. Прутья что надо; впрочем, мягкая лапа Пушного Зверя пролезет без труда. Поэтому накануне Нового года страна ментально раздвоена. Широкие народные массы с помощью телевизора бурно переживают три основополагающих чувства строителя светлого будущего: чувство глубокого удовлетворения, чувство уверенности в завтрашнем дне и чувство локтя (а также колена, кулака и приклада). В то же время авангард и передовой отряд нашего общества в секретной обстановке все чаще переживают чувство Мелкого Пука. К концу года наблюдатели фиксировали в московской атмосфере повышенное содержание сероводорода. Компетентным органам источник запаха установить не удалось. Учитывая традиции национального духа, с высокой степенью вероятности можно предположить, что это был Кремль. Либо Лубянка.
А откуда еще?! Немногим более года назад В.В. Путин с бригадой шумно собрались в поход по украинскую шерсть. Целью было заявлено присоединение всей Украины en masse к Евразийско-Таежному Союзу, который в воображении группы товарищей должен был заменить почивший в бозе Союз социалистических республик. Сегодня мы наблюдаем возвращение стриженых (пока еще не наголо) героев под победный визг зурны, грохот бубнов и танцы исходящих мухоморной пеной шаманов. Будем объективны: шумовое и визуальное сопровождение на высоте. К сожалению, оно не в силах устранить запах, который тем плотнее, чем больше шаманов камлает на единице площади.
Про экономические достижения достаточно сказано и без нас: что случилось с рублем? Он утонул. В сухом же геополитическом остатке к исходу года Б. Мышеловки имеем следующие свершения.
1. Украина как никогда прежде далека от России, однозначно развернута к Европейскому союзу и впервые абсолютным большинством голосов поддерживает присоединение к НАТО. Надо признать, столкнувшись с вооруженной аннексией части своей территории, так поступил бы любой народ и любое государство.
2. Непризнанная Приднестровская республика, которую советские шаманы во главе с умным А.А. Прохановым еще недавно величали индустриальным сердцем региона, форпостом России в Европе и оплотом завоеваний социализма, от фазы медленного совкового гниения предсказуемо перешла к фазе окончательной деградации. Крымская эскапада Кремля этот неминуемый переход всего лишь ускорила.
Год назад инфраструктурная пуповина, тянувшаяся от России через благожелательно-нейтральную Украину, еще кое-как поддерживала тление жизни. В том числе посредством газовых дотаций и гуманитарной помощи, которую прохановские рыцари социализма, понятное дело, бодро разворовывали. Но в 2014-м, заполучив в Крыму и Донбассе ватагу опричников с приднестровским оружием и замашками (г.г. Антюфеев, Береза, Гиркин Караман, Пинчук и пр.), Киев был вынужден изолировать этот филиал КГБ. Поскольку в индустриальном сердце и форпосте до сих пор нет аэропорта, Россия отныне без разрешения Молдавии и Украины не может даже провести штатную ротацию кадров на базе, где некогда стояла 14-я армия. Не говоря уж про снабжение техникой и боеприпасами. Военные вынуждены летать в Тирасполь через Кишинев, где их щупает молдавская служба безопасности. После чего самых засвеченных отсылает назад пинком в ту часть тела, которой их учили думать в геополитических академиях. Это, конечно, сильно укрепило геополитический статус и престиж России — путинской бригаде земной поклон. По главному правилу победных песнопений, про Приднестровье наш телевизор ни гу-гу. Меж тем численность населения в этом оплоте справедливости и социализма с 1992 г. упала вдвое — абсолютный рекорд среди постсоветских территорий. И как на грех, нет Чубайса, чтобы дать народу понятное объяснение.
3. Санкции и связанное с ними падение рубля остудили братские чувства и в большом сердце А.Г. Лукашенко, которого тот же наблюдательный А.А. Проханов величал славянским витязем, хранителем священных традиций советского коллективизма, бескорыстного трудового служения и ратного подвига. Уполовинив доходы от воровства российской нефти (если раньше углеводородная дотация от Кремля приносила ему 5 млрд долларов в год, то теперь вдвое меньше) и сильно поистратившись на рублевом экспорте, бескорыстный славянский витязь быстро восстановил таможенный досмотр (внутри Таможенного союза!) и потребовал перевести взаимные расчеты в доллары.
То есть на деле показал шансы рубля стать мировой валютой и все преимущества евразийской зоны свободной торговли, куда В.В. Путин так настойчиво звал Украину. Вывернув Кремлю руки и получив свое откупное, ходячий образец славянского братства отбыл к себе в удельный Минск, где готовит очередную (пятую?) президентскую кампанию на основе национальной идентичности и разграничения интересов России и Белоруссии. Тоже вполне предсказуемо.
Иными словами, налицо еще один могучий геополитический прорыв. Большой привет сводному хору акынов Союзного государства во главе с П.П. Бородиным, которые доили бюджет под бодрые песни о единой валюте, общем гражданстве, законодательстве, органах власти и прочих совковых пряниках. Ну и где все это? Да там же, где удвоение ВВП.
Отношениям с Белоруссией до уровня украинских пока еще далеко, но тенденция очевидна. Если Кремль на фоне экономического кризиса перестанет удовлетворять предвыборные аппетиты Лукашенко, тот легко развернется к Европе. И со всей широтой славянской натуры предложит использовать синеокую Беларусь в качестве буфера против азиатских орд московитов… Интересно, о чем тогда будет петь А.А. Проханов, дай бог ему здоровья и творческого долголетия? Наверное, о том, как национал-предатели подменили Батьку, потихоньку замещая славянские молекулы его могучего тела генно-модифицированными американскими.
4. Приобретение депрессивного Крыма, на содержание которого бюджету придется выделять суммы, сопоставимые с содержанием всего Северного Кавказа, может казаться геополитической удачей только тем, кому хорошая песня дороже хлеба. Вообще говоря, так думают многие — но лишь покуда хлеба в достатке. На конец года наблюдаем следующие эмпирические факты. По оценке нового крымского начальника, г-на Аксенова, падение валового регионального продукта в 2014 г. превысило 11 процентов. В то время как на воюющей Украине падение составило 7-9 процентов. То есть худо всем, но Крыму хуже. При этом Украине хотя бы понятно, что делать — срочно проводить рыночные реформы, ограничивать коррупцию, создавать стимулы для укрепления частного сектора и развития конкуренции по образцу Польши, Балтии, Чехии и пр. В Крыму же толкуют о национализации и ждут денег от России, у которой их и на себя уже не хватает. Цена вопроса — около 10 процентов государственного бюджета. Много.
При этом, если в среднесрочной перспективе Украина еще может подняться (без гарантий, потому что свобода и конкуренция гарантий не дают, а дают лишь возможности), то у Крыма перспектив нет в любом случае, ибо нет даже теоретических возможностей. Он обречен оставаться чемоданом без ручки и черной вертикальной дырой, которую российский бюджет будет заваливать дешевеющими рублями. При международных санкциях на морское сообщение и обрубленной сухопутной инфраструктуре крымская промышленность (она работала на привозном сырье и вывозила большую часть продукции за пределы полуострова) обречена. Туристический сезон — основной источник серых доходов населения — провален. Едва ли дело улучшится к следующему лету: намучившись на керченской переправе, наши во второй раз туда не поедут, а других туристов у Кремля для Крыма нет. Рост цен, падение доходов и безработица — печальная перспектива ближайших месяцев.
Позитив наличествуют только в виртуальной сфере: песни вместо хлеба. «Суровые годы уходят/Борьбы за свободу страны./На смену другие приходят,/ Они будут тоже трудны…» Меж тем ария про Керченский мост уже утратила актуальность: удержав Мариуполь, Украина сохранила выход к Азовскому морю. Следовательно, по международному праву, никакие сооружения через пролив без ее разрешения невозможны. Придется договариваться. И это лишь одна из многочисленных причин, по которым пафосные вопли победителей при встрече с приземленной действительностью потихоньку переходят в формат Мелкого Пука.
5. Совсем плохи дела с проектом по имени «Новороссия». Акыны совкового патриотизма («Адын палка, два струна — встань, великая страна!») замахивались на присоединение сразу восьми областей Украины от Харькова до Одессы. С тем чтобы одним могучим ударом, малой кровью и пр. обеспечить связность всех чужих территорий, зараз включая Крым и Приднестровье. Грубый просчет. Теперь под контролем конфликтующих между собой самозваных освободителей всего лишь треть суммарной территории Донецкой и Луганской областей, причем положение там несравнимо хуже, чем в Крыму. На полуострове всего лишь очень скверно, а Лугандония на глазах погружается в хаос настоящей гуманитарной катастрофы с разрухой, голодными смертями, отсутствием необходимых лекарств и перестрелками неуправляемых полевых командиров. Это уже чистая Африка или Гуляй-поле, где у местных атаманов компетентности хватает лишь для забубенной пропаганды (во всем виновата киевская Хунта и США!) и драк за гуманитарную помощь. С какого конца подходить к экономике, они даже не догадываются. Да и откуда бы — с их уровнем образования и специфическим жизненным опытом «отжал-пропил». Революционеры, однако.
Ничуть не удивительно, что путинская бригада предпочитает трезво дистанцироваться от этого зверинца, перевалив ответственность на Порошенко. Незаметно сдав Приднестровье 1.0 (из нынешней изоляции у него выход либо через новую большую войну, либо через Молдавию на Запад), кремлевские геополитики спешно строят Приднестровье 2.0. С тем же неопределенным политическим статусом, за который Кремль формально не отвечает, с такой же выморочной экономикой и силовым блоком во главе монополизированной вертикали. Только расположенное на 800 км ближе к Москве. Что само по себе достаточно красноречиво иллюстрирует вектор геополитических реалий путинской эпохи: фронтальное отступление к Востоку под гром победных реляций о сокрушительной победе над гнилым Западом.
Все это замечательно, вот только запах…
В понятиях донбасских борцов за свободу, веривших, что Путин «чоткий пацан», через неделю введет ограниченный контингент и присоединит их к себе, происходящее называется сливом Новороссии. Пожалуй, так оно и есть — что, опять же, несложно было предвидеть, если смотреть на вещи разумно и не подменять действительность хоровыми прохановскими песнопениями, закономерно переходящими в Мелкий Пук в Лужу.
«Чоткие пацаны» — что Путин, что Лукашенко, что Стрелков или Антюфеев — хороши в умении рассказывать духоподъемные сказки, отжимать успешно функционирующие бизнесы и доить природные ресурсы. Когда же речь заходит о чем-то более сложном, где стрельбой, репрессиями и мобилизационной риторикой не отделаешься, они резко теряют эффективность (но не гонор) и начинают пространно жаловаться на происки внешних и внутренних врагов. Ну, в самом деле, должен же быть кто-то, кто все время мешает этим танцорам сплясать любимую матаню с притопом, прихлопом и сталинским национальным кодом?!
Заглянуть себе в штаны и установить истинную причину творческих неудач им недосуг: поднимают народ с колен. Для донбасских гопников враги и предатели прячутся в Киеве и в Москве. А также в соседнем городке, где функционируют точно такие же пацаны, тоже выступающие от имени народа и с оружием в руках претендующие на полноту власти. Для кремлевских танцоров главная помеха исходит из США, Европы и Интернета. Единственно верные братаны, понимающие их тонкую гэбэшную душу и разделяющие всю глубину геополитических обид, находятся среди азиатских султанов, африканских диктаторов и латиноамериканских мафиози. Вот с ними в союзе мы и будем строить новый светлый мир! Эти не струсят и не предадут — не то что Янукович с Лукашенко.
Такова нехитрая логика их геополитики: подальше от конкуренции, поближе к классово близким архаровцам. Чем хуже реальные дела, тем звонче победная песня.
6. В 2014 г. Россия рассталась с условным членством в восьмерке развитых стран. С января 2015 г., по решению продажного европейского суда, наступает срок платежей за честно отжатый у ЮКОСА бизнес. Вернуть 50 миллиардов долларов путинская бригада не может по той простой причине, что основополагающая схема «отжал-пропил» возвращения чужих денег не предусматривает в принципе. Следовательно, на повестке дня вопрос о выходе из Совета Европы и восстановлении Железного занавеса. Что по умолчанию сопровождается компенсационными арестами государственного имущества за рубежом. Недвижимости, пароходов, самолетов или (страшно молвить!) государственной телекомпании Наша Раша Тудей. Единственное, что Родина в ее путинском состоянии может противопоставить ихнему судебному произволу — это старая добрая Кузькина Мать или иное крепкое народное словцо в стиле тудей-тебя-растудей. Однако, похоже, опять маловато будет. Вон и братские братья Кастро, списав российский долг в 32 млрд, потихоньку отруливают к Дяде Сэму… Еще одна крупная геополитическая победа.
По внутреннему самоощущению страна к разговорам на уровне Кузькиной Матери уже готова: год потрачен не зря. Но Запад еще, нет, не дозрел. Поэтому несложно предвидеть дальнейший масштабный блеф и повышение ставок с полетами российских стратегических бомбардировщиков вдоль критической полосы и прочей демонстрацией растопыренных пальцев. В надежде, что струсят. Нет, не струсят. Снова типичный просчет гопника, который мерит мир по себе: раз не бьют — значит, боятся. Значит, надо еще наглей! И будет нам щастье! Увы, не будет. Будет растущая изоляция, недоумение и презрение: они пытались с вами как с равными — но от вас, простите, пахнет…
Для послушно поднимающегося с колен народонаселения это кино, по аналогии с победившей Лугандонией, обещает быстрое ухудшение качества жизни. Которое по необходимости компенсируется мобилизационным песнями и плясками, ужесточением цензуры, ТВ-истерикой, поиском врагов и развертыванием репрессий уже всерьез, а не в порядке эксперимента. Как всегда в таких случаях, процесс начинается с чистки элит — под бурные аплодисменты широких народных масс, которым любо принять на вилы с красного крыльца недавнего начальника вместе с его «мерседесом». До самих народных масс дело дойдет чуть позже, когда наверху освободятся руки, а массы пресытятся зрелищами и вдруг заинтересуются хлебом — что это он так подорожал?
Вот тут им и придется все по-хорошему разъяснить на доступном языке сапога и приклада. Про то, что нехорошо раскачивать лодку, когда кругом враги, предатели и диверсанты. Что за свободу и крымнаш приходится платить — а вы чего хотели?! А также про славные боевые традиции и духовные скрепы, которые отнюдь не предусматривают сытой жизни. По крайней мере, для смердов.
Так что в 2015 г. будет не жизнь, а песня. Начинайте готовиться: Б. Мышеловка — дело серьезное, воевать лучше натощак. Славная Новороссия, с опережением графика мужественно встретившая Пушного Зверя на Мягких Лапках, пусть будет для нас примером. Чтобы отчетливо понимали: когда для кремлевского начальства наступит время Мелкого Пука в Лужу, оно всех своих героев непременно сольет. Черт с ними, главное усидеть на властном острие! А бабы новых нарожают.
Простой вопрос: стало ли русским людям Луганска, Донецка и Горловки благодаря услугам Гиркина, Безлера, атамана Козицына и пр. житься лучше и безопаснее, чем соотечественникам в Харькове или в Одессе, куда руки освободителей не дотянулись? Нет, совершенно точно не стало. Будет ли им житься лучше в обозримой перспективе? Нет, не будет. В отличие от Украины и прочих соскочивших с вертикали стран Восточной Европы. Укрепились ли геополитические или экономические позиции России по итогам 2014 года? Нет, не укрепились.
Тогда ради чего весь этот кровавый цирк с конями? Если судить по сухому остатку, то лишь для того, чтобы звонче гудел победный бубен А.А. Проханова и путинская вертикальная бригада в кольце врагов и дальше монопольно кормилась при обильных природных ресурсах России-матушки.
Графика Михаила Златковского