Французская сатирическая еженедельная газета "Charlie Hebdo" давно специализировалась на защите права журналистов писать и рисовать что угодно, не оглядываясь на священный трепет мусульман.
Коллектив еженедельника (2006 г.). Фото из "Вашингтон пост" (7.01.2015).
В 2007 г. газета перепечатала датские карикатуры на пророка, вызвав возмущение мусульман Франции, представители которых подали на нее в суд. Но суд не поддержал мусульманское возмущение. "Charlie Hebdo" продолжила свою активность, не щадя чувств и христиан. В 2011 г. после очередной карикатуры на Мухаммеда, в редакцию бросили бомбу. Офис пострадал, но люди остались целы. В 2012 г. она подлила масла в огонь: когда мусульмане протестовали против фильма о пророке Мухаммеде, журнал опубликовал карикатуры на него, представив пророка в голом виде. После отказа редакции изменить свою политику, офис работал под охраной полиции. Редакция продолжала дразнить мусульман, отстаивая свое право на свободу слова (см., например,здесь). (Историю конфликта еженедельника с мусульманами см в "Вашингтон пост", 7.01.2015 и ВВС (7.01.2015).
И вот двое мусульман ворвались в редакцию во время планерки и всех расстреляли.
История провокаций закончилась? Вряд ли. По миру звучат призывы усилить эту кампанию. Попутно во французские мчети полетели бомбы.
В этой связи встает уже философский вопрос: каково соотношение права на свободу выражения и права на самоцензуру, иначе говоря права оскорблять и права воздерживаться от этого?
И другой вопрос: мождет ли быть групповое убийство адекватным ответом на оскорбление?