Культурный код эпохи и поколения во всевозрастающей мере творится кино. Когда фильмов было мало, удачные произведения растаскивались на цитаты, просачивались в подтексты повседневной речи. Один из таких фильмов - "Кавказская пленница" (1966 г., режиссер Гайдай).

Его героев и песни знали все без исключения советские люди - от Кремля "до самых до окраин" (только в 1967 г. его посмотрели около 77 млн. чел.). Цитаты из него приобрели статус крылатых выражений и расхожих шуток. Для меня как человека той эпохи все это является азбукой, само собой разумеющимся знанием. И вот ситуация, показавшая относительность само собой разумеющегося. 


По ТВ как часть новогодней программы показывают "Кавказскую пленницу". Среди зрителей люди разных поколений, включая девочку-подростка из отличной московской школы, девочку, которая впечатляет меня своей эрудицией и зрелостью художественного вкуса. И вдруг оказывается, что она никогда этот фильм не видела!

Некоторое время она смотрит его вместе с дедушкой и бабушкой, периодически бросая замечания в адрес наивности сюжета. Через полчаса ее терпение кончается, и она уходит, так и не досмотрев классический фильм до конца. Культурный мост между поколениями, который только что начал возводиться, оказался брошенным в состоянии недостроя.

Оригинал