Синдром дефицита эмпатии (СДЭ) — в настоящее время такого термина нет. Поэтому руководитель Вашингтонского центра прогрессивного развития доктор Дуглас Лабир (Douglas LaBier) может претендовать на лавры первооткрывателя. «Я много консультирую как психолог, и опыт подсказывает: в наше время проблема недостатка эмпатии в общении между людьми — одна из самых острых. Люди, испытывая расстройства настроения и психики, даже не догадываются, что истинная причина их проблем — в их же собственной черствости. Мало того, даже многие мои коллеги игнорируют тот факт, что серьезнейшие психологические нарушения у некоторых их клиентов вызваны именно СДЭ».

В свою очередь, все возрастающий дефицит живого общения, взаимопонимания и эмпатии между людьми спровоцирован, по мнению Лабира, тем, что долгое время в обществе царствовали консюмеризм, потребительские настроения и воспевание эгоизма («люби себя и чти свои интересы»). А также стремительное развитие технического прогресса. «С одной стороны, доставка документов по электронной почте, виртуальные консультации врачей или адвокатов, любовные интернет-романы и так далее — это удобно и экономит время. Но разве высвободившиеся часы мы тратим на живое общение, полное сочувствия и сопереживания? Отнюдь! Как правило, мы лишь увеличиваем оборот своих виртуальных коммуникаций». Другими словами, беспроводные соединения множат наши бесконтактные связи.

Если верить пророчествам доктора Лабира, скоро люди утратят способность к полноценному общению и огромная часть нашей психики останется невостребованной. И это неминуемо спровоцирует новые психические заболевания и фобии. По мнению доктора, мы уже почти не способны почувствовать чужие эмоции. Особенно если речь идет о представителях иной культуры. Общество утрачивает толерантность, возникают множественные этнические и личные конфликты, что и провоцирует очередные психологические проблемы. Это можно наблюдать в каждой второй семье, считает ученый.

«Одна моя клиентка жаловалась на недостаток внимания со стороны мужа, — пишет Лабир в своем блоге. — Реплики ее супруга меня потрясли. “Мне просто не хватает времени общаться с семьей, — заявил мужчина. — Ведь у меня по вечерам скайп-конференции, а каждый уик-энд — многочасовой фитнес. Я люблю жену и детей, но абсолютно уверен, что эта претензия — их проблема, а не моя, им ее и решать”». Другой клиент профессора Лабира заявил, что его совершенно не волнуют повсеместные истерики со стороны ученых и природоохранных организаций по поводу наступающего климатического кризиса, поскольку в то время, когда Нью-Йорк будет смыт с лица Земли гигантским цунами, его давно не будет в живых. «Это проблема моих детей и внуков — пусть у них голова болит». Или вот еще: женщина-финансист на одном из сеансов групповой терапии отстаивала точку зрения, что никого не должны волновать проблемы мусульман, живущих на Западе, которых априори подозревают в экстремизме. «Что мне до них? — спокойно рассуждала она. — Да, я знаю, что общественное мнение несправедливо, но это проблема мусульман, а не наша».

«Подобную черствость я наблюдаю на каждой консультации, — говорит Дуглас. — Как психолог я глубоко убежден, что именно из-за полного отсутствия эмпатии все эти люди оказались в моем кабинете: неспособность сочувствовать другим спровоцировала их собственные психологические проблемы».

Дефицит эмпатии превращает нас в эгоистов, убежден Лабир. И считает, что на фоне глобализации и надвигающегося мирового кризиса (вызванного истощением природных ресурсов, ухудшением экологии и здоровья населения) этот феномен сыграет с человечеством злую шутку. «Без эмпатии человечество обречено на вымирание. Причем на вымирание поодиночке — мы просто разучимся быть нужными друг другу, разучимся общаться. Мы не справимся ни с одной серьезной проблемой, будь то очередной экономический коллапс или климатический кризис».

Источник: http://www.jv.ru/news/item/id/15823