АКАДЕМИЯ В ОСАДЕ

http://lebed.com/2014/art6603.htm

12-12-2014

№726 от 11 декабря 2014 годаЮрий Рыжов

Юрий Алексеевич Рыжов — учёный в области механики жидкости и газа, политический и общественный деятель, дипломатакадемик РАНдоктор технических наук, экс-посол РФ во Франции.

Если говорить об академии, то я в ней состою больше трех десятков лет, но я никогда не работал в системе академии. Я работал в так называемой прикладной науке, но твердо знаю, что жесткой грани между прикладной и фундаментальной наукой нет, они всегда соприкасались. Ну, так сложилось, что я работал на научное, а кроме того, и на кадровое обеспечение так называемого военно-промышленного комплекса. Некоторые до сих пор считают, что в этом питаемом огромными деньгами в советское время военно-промышленном комплексе, в его науке, в конструкторских бюро созданы колоссальные заделы, которые стоило бы пустить в жизнь. Я всегда спорил по этому вопросу с Евгением Григорьевичем Ясиным еще в 90-х годах. Я-то знал, что относительные расходы на НИОКР, даже в «оборонке», где-то уже с начала 70-х годов стали падать. Потому что власть (которая у нас всегда простенькая по уму) решила: есть бомбы, есть трансконтинентальные ракеты-носители, значит, побольше наклепать бомб, ракет, ну, на всякий случай танков, если нужно будет дойти до Атлантики через Европу, – и дело в шляпе. А сама прикладная, а также каком-то смысле академическая наука деградировала.

У нас власть не просто тоталитарная, а она чекистская. Но сначала, когда сажали ученых, – а многие и сейчас сидят, к сожалению, – другие отбыли фантастические сроки. Так вот, тогда «органы» пытались оправдать свое существование – искали врагов, предателей родины, шпионов и так далее. Сегодня они переменили тактику. Они вменяют людям, которые им неугодны, даже на самых высоких постах, кстати, атомной науки, экономические преступления. И в результате власть нарушает свои собственные законы. Если тебя обвиняют по экономическим преступлениям, пусть облыжно, по сегодняшним законам человек не должен сидеть в СИЗО. А человек, который возглавляет второй по значимости научно-исследовательских институт в атомной отрасли, сидит год в СИЗО якобы по экономическим преступлениям. Я обращался к Элле Памфиловой, она тоже пыталась бороться. Но человек сидит без предъявления реальных обвинений, без следственных действий целый год. Доктор физмат наук, генеральный директор Физико-энергетического института атомной промышленности – а это второй по значимости после «Курчатника» научно-исследовательский институт.

И тут говорилось о том, что якобы какая-то отложенная казнь для имущества Академии наук и так далее. Она не отложена. Огромное количество материальной базы – зданий, сооружений, помещений – уже отобрано ФАНО и заселено огромным количеством его чиновников. Например, в здании нового президиума Академии наук около площади Гагарина, в помещениях, которые отводились разным, часто абсолютно небесполезным органам Академии наук… Я больше 10 лет возглавляю Научный совет Академии наук по истории мировой науки. Его уже выселили. Я возглавлял Пагуошский комитет, который размещался на Вавилова. Тоже опломбировали и забрали. Поэтому грабеж собственности идет абсолютно в открытую.

Я очень сочувствую своему хорошему товарищу, соавтору по научным работам, в частности по комете Галлея, Владимиру Евгеньевичу Фортову. Потому что когда он выставил свою кандидатуру на пост президента нашей академии, он дал очень исчерпывающий документ по анализу того, что есть, что надо делать, как надо реформировать Академию наук и науку вообще, в основном, конечно, фундаментальную. А два конкурента – Жорес Иванович Алферов и академик Некипелов – выступили попроще. Фортов дал анализ и показал, что, конечно, нужно реформировать академию. Но его «подрезали» сразу этой реформой академии. Я его очень уважаю, как колоссального ученого, как сильную личность. Но мне жалко людей, которые сгорают в пожаре, в котором уже сгорела Академия наук, и не как административный орган, а как система институтов. Потому что академия – это не президиум и члены президиума, не главы чего-то, – это исследовательские институты академии.

Страна, государство, сегодня третий раз за сто лет находится в системном кризисе, который по-русски называется Смутой. Первый кризис (за последние 100 лет) привел к концу Российской империи. Второй кризис в августе 91-го привел к концу Советского Союза. Сегодня наша тупая власть завела страну в тупик, страна уже сейчас находится в Смуте. Поэтому трудно рассчитывать на то, что можно решить какие-то вопросы, не увидев, чем Смута закончится. А всякая Смута чем-то заканчивается, и в наше время – достаточно быстрее, чем в прошлые времена, она может закончиться чем угодно. Но, к сожалению, мы не знаем, чем закончится эта Смута, как мы не знали, когда она начнется – ни в 17-м, ни в 91-м году.