10 декабря в г. Кирове, в помещении ВятГГУ мы отметили праздник дня прав человека обсуждением, как защитить права несовершеннолетних на обучение во время нахождения их в следственном изоляторе.
Из истории: с сентября 2014 года внезапно выяснилось, что учителя школы, которые раньше занимались с подростками в СИЗО г. Кирова, не будут вести обучение. Причина – Закон об образовании определяет, что единственная форма получения образования этой категории несовершеннолетних во время нахождения в СИЗО – это самообразование.
«Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

 

1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

 

2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.»

 

В общем, те самые подростки, у которых за плечами прогулы, второгодничество, коррекционные классы, они должны проникнуться важностью получения образования, подорваться и самостоятельно засесть за учебники с тетрадками. 
Проблему отсутствия педагогов кировский УФСИН решить самостоятельно не смог – и обратился за помощью к Уполномоченному по правам ребенка в Кировской области В.Шабардину и в Общественную наблюдательную комиссию, к обсуждению привлекли Общественную палату.

 

Для разрешения ситуации, и получения профессиональных ответов было проведено совместное заседание комиссий Общественной палаты, на которое пригласили представителей департамента образования и департамента финансов Кировской области, чтобы из первых рук услышать, какие проблемы и пути их решения они видят, и что можно предпринять, чтобы все-таки реализовать конституционное право несовершеннолетнего на получение образования, в те месяцы, пока они не осуждены и находятся под стражей.
Странная несправедливость – пока не осудили подростка, а всего лишь на период следствия поместили в СИЗО, он лишен права получать образование с помощью педагогов, но как только его осудили – доброе государство тут же помещает его в воспитательную колонию, где педагоги школы старательно будут ликвидировать пробелы в его образовании. Героически преодолеть то, что создано искусственно.

 

К сожалению, обсуждение вопроса шло трудно. 
Мне оптимистично казалось до этого, что есть небольшое недопонимание между УФСИН и департаментом образования, которое будет разрешено в ходе их прямого общения. 
Ан нет, суровая реальность оказалась круче.
Представитель департамента образования Кировской области категорически заявил, что дети попали в следственный изолятор не просто так, а за совершение преступления; поручить обучать их педагогам кировской школы нельзя, потому что оформить такое бюджетное задание невозможно, финансисты это никогда не пропустят (ну финансистов не было, ответить на это высказывание достойно не могли); эти деньги от подушевого финансирования учеников где-то там в закромах бюджета есть, но перенаправить их в конкретную школу, чтобы организовать обучение находящихся в СИЗО в данный момент 14 подростков, невозможно.

 

Мне показалось, что зайдя с другого конца, можно получить другой по содержанию ответ: задал вопрос, а если мы найдем нужную сумму, и перечислим её в конкретную кировскую школу, то возможно ли в этом случае организовать обучение? На что получил категоричный ответ – НЕТ! Только самообразование!
Понятно всем, что самообразование - это самоподготовка, в период которой обучающийся никаким образом не связан с образовательным учреждением, это форма получения образования вне образовательной организации?

 

Но тогда, раз государство интересует лишь то, как человек сдаст экзамены выпускные, то в процессе подготовки к этим экзаменам внимания не обратит, то ли сам подросток будет учиться, то ли репетитора наймет?
Чисто ради интереса спросил, а если мы найдем деньги, и организуем работу педагогов самостоятельно – это возможно?
Ответ меня порадовал! Работник департамента образования объяснил, что эти люди ведь будут проносить запрещенные предметы подросткам!!! И конечно администрация СИЗО на такое не пойдет.

 

А во-вторых, нельзя, потому как обучать может только образовательная организация с лицензией, да ещё с правом обучать классы коррекции, так что мы со своими идиотскими идеями и дилетантскими предложениями – можем идти лесом.
Реплика сотрудников СИЗО, что они готовы работать с любыми педагогами, и ничего запрещенного не пропустят, пролетела мимо ушей представителя департамента образования.
Нельзя решить, не видят они решения, и всё. Занавес. Все расходятся по домам.

 

 

Оригинал