Мировой прецедент создан в поселке Суна. Сенсационный артефакт

Сунская поселковая Дума третьего созыва Сунского района Кировской области своим РЕШЕНИЕМ от 25 ноября 2014 года №35/17 утвердила датой образования Сунского поселения 15 сентября 1650 года. Решение было принято на основании архивной справки, выданной Российским государственным архивом древних актов.

Главным инициатором этого решения был замечательный, кропотливый (можно сказать даже въедливый) краевед из Суны Вениамин Иванович Изместьев. Он вел долгую борьбу со «знатоками» истории Вятского края практически в одиночку. Вениамин Иванович изучил все доступные ему документы древней истории Нолинского уезда Вятского края, куда раньше входило село Суна. Борьба со «знатоками» была долгая, и, в конце концов, Вениамин Иванович обратился в Российский государственный архив древних актов, который выдал архивную справку, подтверждающую дату основания села Суна 15 сентября 1650 года. Однако, история на этом не закончилась. «Маститые знатоки» продолжали сопротивляться. Были проведены общественные слушания, от которых почему-то устранились ученые-историки нашего ВятГГУ. Вениамин Иванович стойко выдержал все нападки на слушаниях и продолжал борьбу. И вот, наконец, долгожданное решение получено и вступило в силу.

Это решение Сунской поселковой Думы интересно еще и тем, что оно является ПЕРВЫМ В МИРЕ законодательным актом об установлении даты основания поселения. 

Отмечу, что история Нолинского уезда Вятского края таит в себе еще немало загадок и «белых пятен». Практически не изучена, например, история единоверцев Нолинского уезда, которые, как выяснилось, с давних пор вносили огромный вклад в образование населения уезда. При каждом единоверческом храме была школа и священники этих храмов, дополнительно и бесплатно, обучали детей грамоте у себя дома.

Нолинский уезд был, тоже с давних времен, местом размещения политических ссыльных, которые вносили немалый вклад в развитие культуры этой местности. Один пример Флорентия Федоровича Павленкова чего стоит.

Недаром 25 ноября 2014 года в рамках Всероссийской научно-практическая конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Флорентия Федоровича Павленкова (1839—1900)  «Музей книжного и библиотечного дела провинции» открылся именно в Нолинске.

Много еще таит в себе земля Нолинская и Сунская геологических загадок. Вот только некоторые документы, обнаруженные недавно в архиве.

Из письма Департамента горных и соляных дел Министерства финансов от 16 июня 1832 года в адрес вятского губернатора:

«Находившийся в Петербурге по своим делам вятский мещанин Петр Коробов прошениями поданными на Высочайшее имя и в Департамент горных и соляных дел в апреле текущего года заявил, что им открыты в Нолинском уезде Вятской губернии, в ближайшем расстоянии от города Нолинска и реки Вятки в казенных местах богатые серебросодержащие руды, представив при втором прошении три куска ископаемых.

Первый под именем свинцовой руды, второй стекловатый и третий в кремнистом шпате, изъяснив, что кроме него никто означенной руды не знает.

Поскольку он находится в преклонных летах, то дабы сие сокровище не осталось неизвестным, просил для открытия тех рудоносных мест оказать ему пособие.

По испытанию означенных кусков в лаборатории, один из них оказался свинцовым бликом с содержанием в 100 пудах 52 пуда 37,75 фунта свинца и 3,5 фунта серебра.

В прочих двух кусках никакого металла не найдено.

Коробов, между тем, дал собственно ручную подписку в том, что он подтверждает, что точно в заявляемых им местах находится серебряная руда. В случае несправедливости сего его показания он согласен подвергнуться наказанию.

Вследствие сего Департамент горных и соляных дел, по приказанию Министра, командировал вместе с мещанином Коробовым гиттенфервальтера 10 класса Гурьева. С тем, чтобы по указанию Коробовым заявляемого им места, он сделал подробнейшее разыскание как о действительном качестве, положении и протяжении оной руды, так и о том, кому именно принадлежит то самое место».

(ГАКО, ф.582, оп.81, д.213, л.1).

Из докладной записки гиттенфервальтера Гурьева из города Нолинска Вятской губернии в адрес вятского губернатора от 27 июля 1832 года:

«По приезде в город Нолинск, я отправился 13 июля сего года в деревню Ашланку, где мещанин Коробов намерен был показать мне месторождение объявленной им серебристо-свинцовой руды. По подробном обозрении окрестных гор, я заложил разведки во всех таких местах, в которых можно было, если не открыть самого месторождения, то, по крайней мере, дойти до признаков оного.

Но все работы, как в местах показываемых мне мещанином Коробовым, так и в тех, которые производил я по собственным своим соображениям, остались тщетными. Мы не только не нашли серебристо-свинцовых руд, но даже не нашли признаков оных.

На месте я дознал, что мещанин Коробов работами своими, производимыми три года назад, действительно не дошел до самого месторождения. Но существование руды вывел единственно из слухов повсюду здесь распространившихся о тайной выплавке серебра в сих горах умершим ашланским крестьянином Никитой Штином. Это и подтверждается указом Губернского правления 1808 года №8063 Нолинскому земскому суду предоставленным мне в копии Коробовым при объяснении его.

По сему указу Никита Штин был наказан плетьми за самовольную и тайную выплавку серебряных руд. Но в указе не упоминается о месте добычи руды.

Рассматривая формацию здешних гор, которая должна быть отнесена к известнякам переходного образования, я нашел большое сходство с описанием переходной известняковой области Дербишира в Англии, которая по множеству находящихся в ней свинцовых и других металлоносных жил, получила название от некоторых сочинителей свинцовоносного или нагорного известняка.

Сходство сей формации с Дербиширской и рассеянные слухи о тайных прежних выработках и плавках руды, чему свидетельствуют старые оставленные разработки близ Медведской пристани на Вятке, кои я сам обозрел в разных местах Уржумского и Нолинского уездов, хотя и не дают права утверждать о непременном существовании серебристо-свинцовой руды. Однако, по крайней мере, поселяют некоторую надежду, что они могут существовать в несколько удаленных пунктах от места разыскания.

Но, несмотря на все усилия мои и на примерное содействие находившегося при мне, по воле Вашего Превосходительства, дворянского заседателя Янкевича, все поиски и расспросы не довели до открытия рудного месторождения.

Доношу, также, что большая часть жителей опасается открытия здесь руды, полагая, что учреждение заводов для них будет стеснительным».

(ГАКО, ф.582, оп.81, д.213, л.8-10).

Из письма Вотского отдела ОГПУ Вятской губернии от 30 декабря 1925 года №3029с.

«По сведениям, требующим проверки, известно, что на берегу реки Вятки около пристани «Медведок» имеются залежи серебра и меди. Раскопки этих рудников производились примерно 35 лет тому назад. Из сотни пудов добытой руды получали до 50% чистого металла. Дальнейшие разработки, по нашим сведениям, были запрещены Вятским жандармским управлением».

(ГАКО, ф. Р-875, оп.4, д.25, л.438).

Богата земля Сунская и талантами.

Вот только один, совсем недавний пример, касающийся сына Вениамина Ивановича – Ивана Вениаминовича Изместьева.

В 1992 году в Москве проходила Международная математическая олимпиада, среди ее победителей оказался сельский школьник из Суны Кировской области Ваня Изместьев.

Ваня ездил из Суны в Киров каждую субботу к Евгению Михайловичу Вечтомову, Якову Петровичу Понарину, Игорю Соломоновичу Рубанову, которые вели кружок для одарённых юных математиков. Тогда, в 1989 - 1992 годах, в Кирове образовалась дружная команда. Иван подружился сразу же с Виталием Беровым - сыном архитектора Ирины Беровой. Виталий - сильный программист, как и Антон Лапунов. Оба - медалисты Международных олимпиад по программированию.

В 1991 и 1992 годах Иван был капитаном команды школьников математической сборной, сформированной на базе Кировского физико-математического лицея, которым руководил тогда Владислав Владимирович Юферев. Команда наших кировских школьников оба раза выигрывала финальные математические бои, оставив позади команды Москвы, Питера, Новосибирска, Челябинска.

После «серебра» на международной олимпиаде по математике Ивана без экзаменов зачислили на мехмат МГУ.

В 26 лет Иван Изместьев блестяще защитил кандидатскую диссертацию на кафедре высшей геометрии и топологии МГУ им.М.В.Ломоносова. 

Не зря Евгений Дмитриевич Петряев прозорливо отмечал, что культура в России всегда шла из провинции.

В конце этого материала хотел бы отметить решительность и принципиальность Сунской поселковой Думы во главе с А.М. Горевым, которая создала МИРОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ. И, конечно, поздравить Вениамина Ивановича с победой, пожелав ему новых находок и открытий на благородном краеведческом поприще.

Полная версия:

 http://xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/121402-mirovoy-pretsedent-sozdan-v-poselke-suna-sensatsionnyiy-artefakt

Александр Рашковский, краевед, 10 декабря 2014 года.