Перечитывал на днях интересную, хоть и спорную книгу Ричарда Докинза “Бог как иллюзия” и обратил внимание на эти пассажи.

“…Оставим в стороне несущественную разницу во вкусах. Главное заключается в том, что почти все мы с библейских времён ушли далеко вперёд. В XIX веке во всех цивилизованных странах было запрещено рабство, широко распространённое как в библейские времена, так и в течение большей части человеческой истории. Во всех цивилизованных странах сейчас признаётся, что женский голос на выборах и в суде равен мужскому, хотя это отрицалось вплоть до 1920-х годов. В современных просвещённых обществах (в эту категорию, безусловно, не включаются страны типа Саудовской Аравии) женщину больше не считают собственностью мужчины, как это было в библейские времена. Любой современный суд признал бы Авраама виновным в жестоком обращении с несовершеннолетним. А выполни он своё намерение до конца, ему не избежать бы приговора за преднамеренное убийство. И тем не менее по нравам своего времени он заслуживал восхищения, поскольку выполнял повеление всевышнего. Вне зависимости от того, верим мы в бога или нет, наши понятия о дурном и хорошем претерпели значительные изменения. В чём же они заключаются и что служит им причиной?

В любом обществе существует трудноопределимое, меняющееся с ходом десятилетий коллективное единодушие, которое, не боясь обвинений в напыщенности, можно назвать заимствованным у немцев термином Zeitgeist…”

“…Что же служит источником этих слаженных, непрерывных изменений общественного сознания? Позвольте уклониться от ответа на этот вопрос. В рамках задач данной книги мне достаточно твёрдого убеждения, что религия таким источником однозначно не является. Если же непременно нужно высказать своё мнение, то я повёл бы рассуждение следующим образом. Необходимо объяснить, во-первых, почему изменения морального духа времени происходят с такой поразительной согласованностью среди огромного количества людей и, во-вторых, почему изменения происходят более или менее однонаправленно.

Как происходит согласование среди огромной массы людей? Изменения распространяются от одного человека к другому за разговорами в барах, путём обсуждений за обеденным столом, через книги и книжные обозрения, газеты и телепередачи, а нынче ещё и посредством Интернета. Изменения в нравственном климате проявляются в газетных статьях, радиоинтервью, политических выступлениях, шутках эстрадных сатириков, сценариях мыльных опер, голосованиях по поводу новых законов членами парламентов и интерпретациях этих законов судьями. Можно было бы описать весь процесс как изменение частоты встречаемости определённых мемов в меметическом пуле, но здесь не место развивать эту тему…”

Вдруг я понял, что вижу пример, как этот самый Zeitgeist меняется на моих глазах. Я имею ввиду одну из линий популярнейшего сериала “Игра Престолов”, чьим поклонником являюсь и я. Это линия любви родных брата и сестры, Джейме и Серсеи Ланнистеров. Это скорее отрицательные персонажи, но тем интереснее для этого самого Zeitgeist. Вдруг за близкими родственниками признали право на половую любовь между собой!

 Хорошо помню, как на первом курсе изучал историю первобытного общества, и установление табу на секс между близкими родственниками тогда было шагом, способствующим эволюции человечества, ослаблением опасности вырождения рода.  И сейчас это тысячелетнее представление будет (сейчас только начало) меняться на моих глазах! Половой любви по своей природе никакие рамки не писаны, и плевала она на вырождение, тем более особой опасности сейчас нет (численность людей в мире о-го-го).

Процесс пошёл. Наблюдайте за ним: это очень занимательно.