Не в силе, Бог, а в правде. Эта фраза князя-воина стала почти девизом русского безоружного инакомыслия. Меж тем... Воином князь был неплохим, оратором, судя по этой фразе - тоже. Но вот мысль эту, служащую утешением бессильным, стоит дополнить.
Верней фраза: нет ничего сильнее Божией правды. Что есть сила: когда римский солдат убивает старика Архимеда - где больше силы: в чертежах Архимеда или в остром мече солдата?
Конечно, в чертежах. В том-то и уродство грубой силы, что она способна порой подавить куда большую силу. Потому что она может уничтожить новые блестящие возможности.
Бог, как будто играет с людьми, правда это серьезнейшая игра. Открыв себя евреям во время Исхода в грозной силе и чудесах Он затем является в образе Христа, который говоря словами пророка "льна курящегося не потревожит, трости слабой не надломит". А иудеи ждали Его появления в образе силы, как это было первый раз.
Теперь христиане ищут Бога прежде всего в видимой слабости и страдании. Как это можно прочитать из Евангелий. Но не будет ли нам окрывать себя Бог через силу, вопреки нашим ожиданиям?
В конце-концов тождество толстовца Иешуа Га-Ноцри и Иисуса Христа засвидетельствовал у Булгакова не апостол, а Воланд.