Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов - международное мероприятие, направленное на привлечение внимания к интеграции инвалидов в жизнь общества. Официально дата проведения Международного дня инвалидов была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН в конце Десятилетия инвалидов ООН (1983-1992 года) в 1992 году.
Проведение такого мероприятия в международном масштабе изначально было направлено на защиту достоинства инвалидов, организаторы ставили перед собой цель разъяснить как можно большему количеству людей всю тяжесть недостатка внимания для инвалидов.
В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, исключающими их из полномасштабного, эффективного и равноправного участия в жизни общества. По данным ООН, они составляют непропорционально большую долю беднейшей части населения мира, а также у них отсутствует равный доступ к основным ресурсам, таким как образование, занятость, здравоохранение и система социальной и правовой поддержки.
Особенно актуальна проблема неравенства и дискриминации инвалидов в нашем родном царстве-государстве, насчитывающем 12,8 миллионов инвалидов.
Не счесть примеров того, когда российская власть во всех её проявлениях своим бездействием или неправомерными действиями допускает неравенство и откровенную дискриминацию российских инвалидов по отношению к здоровым согражданам.
Но даже самих инвалидов эта власть делит на категории и дискриминирует по недопустимым в правовом государстве критериям.
Поясню эту мысль на конкретном рязанском примере.
Два инвалида проживают в многоквартирном жилом доме в г. Рязани. Свои квартиры они еще в советское время «получили» от государства, простояв в специальной очереди на получение жилья на предприятии или организации, где работали (так было принято), лет этак 20 или 30, а то и вовсе не доживали до заветного часа. Квартиры получали не в собственность (в советском законодательстве это было недопустимое и бранное слово), а проживали в них на условиях договора социального найма.
После известных событий начала девяностых годов, появился закон, позволяющий такие квартиры приватизировать (то есть обращать в собственность). Причем бесплатно, что было абсолютно справедливо.
Так вот один из двух рязанских инвалидов по каким-то соображениям не стал приватизировать квартиру, а второй инвалид обратил её в собственность (приватизировал), не подозревая о печальных для себя последствиях в связи с этим опрометчивым решением.
А последствия следующие. Пока инвалид (независимо от группы) проживает в своей квартире на условиях договора социального найма, ему положена 50 процентная льгота по оплате содержания жилья, что очень существенно при весьма скромных доходах инвалида, а после приватизации квартиры эта льгота незамедлительно отнимается региональным ведомством с красноречивым и издевательским названием «Министерство социальной защиты населения Рязанской области».
Справедливо ли это? Очевидно, что нет.
Ведь в результате приватизации квартиры, в которой инвалид жил несколько десятков лет по договору социального найма, в его правовом и имущественном статусе ничего не изменилось. Он не перестал быть инвалидом, его пенсия не увеличилась, пособие по инвалидности осталось прежним, квартира не увеличилась в размерах, другого жилого помещения у него не добавилось. То есть после приватизации квартиры инвалид не получает каких-либо дополнительных материальных, либо иных преимуществ по сравнению с инвалидом, продолжающим проживать в квартирах по договору социального найма. При таких обстоятельствах лишение «провинившегося» инвалида 50 процентной льготы по оплате содержания жилья ставит его в очевидно неравное положение с инвалидом, проживающим в аналогичных условиях в том же доме, но в квартире по договору социального найма.
Основной закон страны – Конституция РФ – запрещает дискриминацию людей по какому бы то ни было признаку. Особенно строго этот запрет должен соблюдаться, по логике вещей, в отношении людей с ограниченными возможностями.
В силу статьи 26 Международного пакта о гражданских и политических правах все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку.
Декларацией о правах инвалидов, утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09 декабря 1975 года установлено, что инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быта признаны за всеми инвалидами, без каких бы то ни было исключений и без различия по признаку расы, цвета кожи, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье.
Статья 8 указанной Декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования. Статьей 10 Декларации признано, что инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.
А вот что думает по этому поводу наш самый справедливый и гуманный суд в мире: «По мнению суда, предоставление положениями ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам права на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относящегося к государственному или муниципальному жилому фонду, обусловлено правовым режимом этого жилого помещения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах, поскольку дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В данном случае указанная норма закона носит стимулирующий характер и направлена на социальную поддержку граждан-инвалидов, которые в силу положений ст.ст. 49-51 ЖК РФ являются малоимущими либо нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть пользуются жилыми помещениями на условиях социального найма. Поскольку указанная категория граждан находится в менее выгодных социальных условиях в сравнении с лицами-инвалидами, получившими жилые помещения в этих же многоквартирных домах в собственность в порядке приватизации, отказ в предоставлении последним данной льготы нельзя квалифицировать как дискриминирующий их права» (из решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12 ноября 2014 года).
Для любого нормального человека, очевидно, что вывод суда о том, что инвалиды, проживающие в неприватизированных квартирах по определению являются малоимущими или нуждающимися в улучшении жилищных условий и именно в силу этих обстоятельств эти инвалиды находится в менее выгодных социальных условиях в сравнении с инвалидами, приватизировавшими жилые помещения (напомним, приватизация бесплатная) в этих же многоквартирных домах, а значит предоставление им 50 процентной льготы на содержание жилья оправдано и не является дискриминацией, является надуманным необоснованным и бездоказательным.
Понятно, что с такими загогулистыми рассуждениями Железнодорожный районный суд г. Рязани отказал «допустившему» приватизацию квартиры рязанскому инвалиду в удовлетворении иска о восстановлении льготы на содержание жилья
Отказные судебные решения по этой льготе стали нормой в стране и Рязанской области, но мне повезло, что конкретный рязанский инвалид, дело которого я сопровождаю в суде, не намерен опускать руки после несправедливого судебного решения и готов отстаивать свои права вплоть до обращения в Конституционный и Европейский суды.
Будем бороться.
Апелляционная жалоба на незаконное решение Железнодорожного районного суда г. Рязани направлена в Рязанский областной суд.