Некоторое время назад воронежский гражданский активист Виталий Иванищев разместил в социальных сетях размышление о деловых и морально-нравственных качествах воронежских народных избранников. Он прошелся по персоналиям и сделал вывод, что мы узнаем о существовании депутатов лишь, когда они попадают в сводки о совершенных ими преступлениях: изнасилованиях, растратах, присвоении бюджетных средств, неуплате налогов и т.п. Безупречными депутатами, по его мнению, оказались избранники от коммунистической партии, этот вывод интересен тем, что сам Виталий, как известно, их идеологию не разделяет.

В развернувшемся обсуждении возник вопрос о героях нашего времени. Участники дискуссии пришли к выводу, что мы живем в обществе, где нет образа героя и не определены его основные качества. Вакансию «героя» попытались заполнить люди «легкого поведения», многие из которых всплыли в городской и областной Думах. Эти псевдогерои наносят репутационный ущерб воронежскому региону и дурно влияют на гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения, коверкая их ориентиры.

Я не столь категоричен, как Виталий. Ему это дозволено и простительно, так как «молодости свойственно грешить поспешностью». Но не могу не признать, что вопрос он поставил правильно и своевременно – до выборов осталось чуть более девяти месяцев и самое время «зачать» тех героев, которые будут определять лицо региона на несколько ближайших лет.

Пересмотрев недавно старый (1989 г.) фильм Михаила Казакова «Визит дамы» с бесподобными Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом, я увидел насколько он сейчас актуален. Мир некогда промышленного, а теперь обнищавшего городка Гюллена, изображенного драматургом Фридрихом Дюрренматтом, это мир нашего капиталистического общества, где мультимиллиардерша Клара Цаханассьян, со своей свитой Тоби, Роби, Коби, Лобби, девятью мужьями и прочей челядью есть квинтэссенция общества потребления. А ее желание помочь городу, который она сама и разорила, инвестициями в миллиард долларов при условии убийства ее прежнего любовника Альфреда Илла, из-за которого Клара попала в публичный дом, где ее нашел старый мультимиллиардер Цаханассьян, сделавший ее богатой вдовой, точно передает мотивы поведения некоторых нынешних деловых людей. Бургомистр от лица всех горожан заявляет, что лучше быть нищими, чем палачами, и отвергает ее предложение. Клара уверяет, что готова подождать и открывает для горожан кредитную линию. Вскоре бургомистр, священник, учитель, врач, полицейский и все жители погрязают в долгах, выйти из которых они решаются через убийство своего соседа. Старая дама выписывает чек и под восхищенно-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь, и увозит тело Альфреда в свое имение на Средиземном море, где собирается поместить его в мавзолей.

Чтобы мы, воронежане, не превратились в жителей Гюллена, и не убили истину ради пресловутого качества жизни, не потеряли свободу слова и действия из-за неоплаченных кредитов и не позместили свою совесть в мавзолее, предлагаю гражданским активистам поддержать инициативу Виталия Иванищева и обсудить за круглым столом морально-деловые и личностные качества будущих народных избранников и дать им путевку в жизнь.

Оригинал