Разбуженное лихолетье
Илья Мильштейн, 03.12.2014
Из журнала «Грани».
Лихие девяностые в России случаются по-разному.
Бывает, огромная страна идет вразнос, и однотонный флаг над Кремлем меняет расцветку, и на смену цивилизованным с виду кооператорам приходят олигархи, которые при поддержке правительства учиняют массовое ограбление трудящихся и по бросовым, как говорится, ценам заглатывают самые лакомые куски общенародной собственности. Что-нибудь в этом духе потом напишут лучшие люди страны, начиная с Зюганова и кончая Белковским, и эти тезисы глубоко укоренятся в сознании граждан. Лихие девяностые - это нищета, беспредел и полный мрак.
О деталях мало кто вспоминает. То есть потомству передается память о стабильных семидесятых-восьмидесятых, но без излишних подробностей. Оттого в коллективном сознании складывается такой сюжет: было хорошо, а потом пришли враги и все разрушили. Имена врагов знает каждый школьник. И эксперты могут долго потом еще доказывать гражданам, что лихие девяностые были порождением предыдущих стабильных десятилетий, но эти доводы отлетят от коллективного сознания как от стенки горох.
Отслоившись от своего времени, лихие девяностые вообще станут фигурой речи. Символом всенародного унижения и геополитической катастрофы. Не дай бог дерьмократия. Не дай бог прихватизация. Не дай бог они вернутся - лихие девяностые. Ибо коллективная память коротка и реагирует лишь на внешние раздражители: хорошо - плохо.
Быть может, здесь разгадка всенародной поддержки Путина и довольно сладких воспоминаний о брежневской поре. Коллективному сознанию чужда мысль о том, что Горбачев и Ельцин расплачивались по счетам прежних ошибок и преступлений. Еще трудней поверить тем, кто утверждает, что второй президент пришел на все готовое и унаследовал Россию, которую вытащил на своих плечах его предшественник. Эти люди явно заблуждаются или лгут.
Лихие девяностые в России случаются по-разному, и вот вам свежий пример. Цены на нефть падают, рубль дешевеет, больницы закрываются, и всякому гражданину, даже самому верному стороннику власти, понятно, что это лихолетье - рукотворное. В отличие от лихих девяностых, о которых все-таки можно спорить, хотя и бессмысленно. И тот, кто его сотворил, это новое лихолетье, развязав горячую войну в соседней стране и войну холодную против Запада, ежедневно мелькает на телеэкранах, почти в каждой новостной программе. А нынче и вовсе выступает с посланием.
Со стороны посмотреть - происходит нечто непостижимое. Вот же санкции, вот магазинные цены, рубль в свободном падении, дешевеющая нефть как сбывшееся сырьевое проклятие России - все это следствие именно путинской политики, внутренней и внешней. Его дикие просчеты. Его личная вина. Допустим, часть ее можно переложить на врагов, на Обаму, Меркель и бандеровцев, но президента же выбирают не затем, чтобы он плодил супостатов, которые отравляют жизнь гражданам и отбирают у них гречку. Ответственность первого лица в том и заключается, чтобы заботиться о соотечественниках и не делать их заложниками своих внешнеполитических амбиций. Однако рейтинг его все еще высок, и если завтра выборы, то он без труда побеждает в первом туре.
Как это объяснить?
По-видимому, дело в том, что коллективное сознание консервативно. Коллективное сознание, ежедневно обрабатываемое при помощи самой яростной пропаганды, консервативно вдвойне. Оттого тревожные мысли о грядущей катастрофе и образ Путина, гаранта стабильности на все времена, как-то уживаются в головах соотечественников, в коллективном сознании российского гражданина. Хотя лихие девяностые уже стучатся в дверь и, сколько ни сваливай на врагов экономические бедствия и политические катаклизмы, ясно же, что главной проблемой для России сегодня является он. Владимир Путин, президент РФ, творец счастливых нулевых, как многим казалось. Сотворивший в десятые годы на горе соотечественникам Новороссию и войну с Украиной, что с ходу, в считанные месяцы, отбросило страну на пару десятилетий назад. Зачем он все это натворил, словно в издевку?
Наследнику его не позавидуешь.
Платить ему придется по всем путинским счетам. За Крым и Донбасс. За тотальное одиночество. За сырьевое проклятие. За кабальные договоры с Китаем и Турцией. А главное, за все хорошее, что сохранится в коллективном патерналистском сознании россиян, в том числе и за патриотическое безумие, охватившее миллионы граждан. Из всего этого придется выпутываться. Стараясь не трогать до поры наставленные повсюду памятники ушедшему вождю и безуспешно убеждая недоверчивых иностранцев в том, что опыт прежних ошибок учтен и Россия снова вернется в мировое сообщество и не станет более закошмаривать человечество и нарушать международные законы.
Иными словами, у нас опять настанут лихие девяностые, которые еще принято называть проклятыми. Время оттепели, раскрытых архивов, разинутых ртов ("...а мы не знали!"), тягостных политических разоблачений и экономических неурядиц, поскольку возвращение в цивилизацию - это довольно мучительный процесс. Время демократических потрясений и внутренних разборок, когда страну лихорадит, начальство никто не боится и дети расспрашивают отцов. Время счастливое, но для немногих - ведь в коллективном сознании Владимир Владимирович, подобно тезке в мавзолее, долго еще, вопреки всем разоблачениям, пребудет спасителем и кумиром. Краткое переходное время, но вполне достаточное для вызревания очередного вождя, который покончит с проклятым лихолетьем.
Жить стало веселее
...политическая стабильность у нас есть? Абсолютная, ну просто абсолютная... В магазинах ассортимент более широкий и глубокий, чем в любом западном супермаркете или универмаге... купить можно все что угодно, все что хочешь... Значит, кушать есть что. Свобода слова, сколько бы мы о ней ни говорили, мы с вами, сидя на "Эхе Москвы", не можем говорить, что нет свободы слова... наша судебная система по факту намного лучше, чем ее репутация... Да, я еще забыл сказать: ни в одной стране мира сегодня нельзя зарабатывать столько, сколько можно зарабатывать в России.
Михаил Барщевский, юрист, представитель правительства при высших судах
Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее... Конечно, хорошо... взять власть и получить свободу. Это очень хорошо. Но, к сожалению, одной лишь свободы далеко еще не достаточно. Если не хватает хлеба, не хватает масла и жиров, не хватает мануфактуры, жилища плохие, то на одной лишь свободе далеко не уедешь. Очень трудно, товарищи, жить одной лишь свободой. Чтобы можно было жить хорошо и весело, необходимо, чтобы блага политической свободы дополнялись благами материальными. Характерная особенность нашей революции состоит в том, что она дала народу не только свободу, но и материальные блага, но и возможность зажиточной и культурной жизни. Вот почему жить стало у нас весело...
Иосиф Сталин. Речь на Первом всесоюзном совещании стахановцев 17 ноября 1935 г.