Районная библиотека в селе Гайны (Гайнский район Коми-пермяцкого округа Пермского края). В холле вывешены списки ВСЕХ жителей Гайнского района, погибших и пропавших без вести в годы Великой отечественной войны. 116 бумажных листов А4 формата по 14 фамилий на каждом. Я сосчитал – примерно 1600 человек (считал листами, минус промежутки, занятые буквами алфавита). Я много видел таких списков, но только в камне - на городских памятниках и мемориалах, и у нас, и в Европе. Но этот как-то особенно задел: несколько квадратных метров бумаги, на библиотечной стене - все ужасы войны в лаконичном канцеляристском исполнении.
Сегодня в Гайнском районе, по одним данным, проживает 13 тысяч человек, по другим – 15 тысяч человек, по третьим – 21 тысяча. В мае 1941 года в районе проживало 13 041 человек. Если учесть обычное в довоенные годы демографическое распределение на селе полов и возрастов, то мужчины призывного возраста (то есть за вычетом детей и стариков) составляли примерно ¼ населения. Это означает, что перед войной в Гайнском районе проживало около трёх с небольшим тысяч мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. И это значит, что на войне Гайнский район потерял примерно половину всех взрослых, работоспособных мужчин (1600 человек) - каждого второго. Потери были в каждой семье. Во многих семьях с войны не вернулись по 2-3 человека. Это немыслимые потери населения. Это немыслимая плотность человеческих страданий: в течение всего нескольких лет в каждой семье – насильственная неестественная смерть, и не одна - в каждом доме вокруг, куда не загляни. При этом Гайнский район, естественно, даже не был в оккупации, война по нему непосредственно не прошла.
И что-то меня тут же насторожило. В Гайнском районе на Великой отечественной войне погиб каждый второй взрослый не старый мужчина или каждый четвёртый мужчина вообще. Как-то не вяжется это с общепринятыми представлениями о потерях во время войны. Стал считать.
Получается, что за время войны Гайнский район потерял 12-13% населения и это только солдатские потери (солдаты убитые, пропавшие без вести и погибшие в концлагерях). Если бы такой процент был по всей стране, то солдатские потери СССР составили бы около 23-25 миллионов человек (население СССР до войны составляло, по разным подсчётам, от 170 до 190 миллионов человек). В действительности, но опять-таки по различным подсчётам (однозначно официальных данных, как я понял, нет), солдатские потери в СССР составили от 11 до 14 миллионов человек (известные всем цифры 20 миллионов или 25 миллионов человек – это общие потери населения во время войны, и военного и гражданского). Следовательно, солдатские потери СССР составили от 6% до 8% населения (в зависимости от того, какую цифру потерь взять и от какой численности населения в СССР считать: от 170 или от 190 млн) – это примерно в два раза меньше, чем в Гайнском районе Пермского края (в нём – 12-13%).
В этих моих расчётах не учтено множество статистических погрешностей, в ту или иную сторону, связанных с приростом населения во время войны, особенностями распределения полов и возрастов в различных регионах и местностях СССР и так далее. Но думаю на общий вывод о том, что в Гайнском районе погибло примерно в два раза больше мужчин, чем в среднем по стране, эти погрешности не очень повлияли. 1600 человек солдатских потерь из 13 тысяч человек в Гайнском районе и 11-14 миллионов человек солдатских потерь из 170-190 миллионов человек в СССР – цифры фундаментальные.
Вывод: если говорить попросту, во время Великой отечественной войны солдат из Гайнского района враги убили в два раза больше, чем «убили в среднем по стране». Почему?
В голову приходит сразу несколько объяснений.
1. Самое простое объяснение: в Гайнском районе на фронт забрали значительно большую часть мужчин, чем в среднем по стране. БОльшую часть забрали – бОльшая часть погибла. Если в Гайнском районе погибла половина мужчин призывного возраста, значит на войну забрали почти всех военнообязанных мужчин? Или забрали не всех, но погибли почти все из тех, кого забрали? (Статистику о призванных в Гайнском районе я не нашёл, как не нашёл точных данных о соотношении погибших во время войны солдат к числу призванных – сравнивать гайнскую ситуацию не с чем). Думаю, так было не только в Гайнском районе. Но почему в каких-то территориях призывали значительно больше, чем в среднем по стране? Может быть, при призыве предпочтение делалось в отношении сельских жителей? Но сельское население перед войной и так составляло ровно 2/3 всего населения. Долго объяснять, но если бы доля призванных в армию мужчин на селе была значительно больше, чем доля призванных мужчин в городах, то городских мужчин на войне было бы всего несколько процентов. Как то на это не похоже. Или так на самом деле и было, а мы просто не знаем? («мы» - современные обыватели)
2. Может быть основную часть гайнских мужчин забрали на фронт в первые месяцы войны, то есть именно тогда, когда наши потери были максимальными. Но опять-таки, почему сначала призывали из отдалённых сельских территорий? Или прежде всего из национальных? Или прежде всего призывали малообразованных мужчин? Или прежде всего по каким-то другим признакам? (эти же вопросы можно задать и применительно к первому «объяснению»)
3. В то время Гайнский район, это район с преобладанием коми-пермяцкого населения. Может быть гайнские мужчины гибли на войне в два раза чаще именно потому, что они финно-угры? Слишком храбрые для войны? Слишком впечатлительные? Слишком исполнительные? Слишком какие-то иные?
4. Может быть жителей Гайнского района призывали исключительно в такие войска, потери в которых, по объективным причинам, были значительно выше, чем в среднем по вооружённым силам (например в подводный флот)? Но тогда в какие войска забирали и почему именно мужчин из Гайнского района?
5. Может быть большинство гайнских призывников попали в какую-то конкретную армию или даже дивизию, которой не повезло и большая часть её личного состава погибла (например, попала в окружение, не смогла прорваться и была уничтожена). Тогда, что это за подразделение и какова его конкретная судьба?
6. Второе самое простое объяснение: может быть официальные солдатские потери СССР в Великой отечественной войне изначально и существенно занижены, а правду можно узнать только из таких вот районных списков погибших?
Это только то, что пришло в голову мне. Причин особо больших солдатских потерь в Гайнском районе может быть гораздо больше и несколько одновременно. Но в любом случае, вопрос о том, почему в Гайнском районе во время войны погибло в два раза больше мужчин, чем с среднем в СССР - не может остаться без ответа. Точнее конечно может, но зачем тогда нам наука история и зачем тогда нам память об этой войне? И есть ли профессионалы, которым это интересно так же, как мне? Или может быть я чего-то в корне не понял и напутал?