Ситуация с парком Морской славы продолжает развиваться. Напомню, что в единственном в Канищево парке (площадью всего 5 га) рязанская епархия РПЦ планирует построить двухэтажный храмовый комплекс. Не дожидаясь окончательного решения, отцы уже освятили взятый в аренду участок под строительство.
Публичные слушания 25.11 по обсуждению вопроса о возможности или невозможности строительства на территории парка вылились в эдакий православный шабаш. Сколько была на слушаниях, много чего перевидала, но такого еще не видела. Г-н Скоробогатов, священник, которому обещан будущий храм в парке, привел в гордуму православный актив, собранный со всей Рязани, и обеспечил себе тем самым поддержку подавляющего большинства. Держал все под контролем: стоял у входа, отмечал прибывавших по списку.
Сторонники строительства заполнили три четверти зала, чувствуя за собой силу, держались агрессивно, с аргументацией сильно не напрягались. Сводилась она вот к чему.
- Русь всегда была православной. Мы – православные, поэтому правда на нашей стороне. Как всегда было на Руси, храму нужно лучшее место и неважно, что на этом месте какой-то парк. (Именно так все и говорили – «Русь», ни разу не прозвучало «Россия», про многонациональное и многоконфессиональное государство страшно было даже напоминать – затоптали бы).
- Если будет храм - не будет шприцов, бутылок, пьянства, наркомании, абортов, дети на улицах будут тихие, их не услышишь, и начнется в Канищево совсем другая, светлая жизнь.
- Если там грунты слабые, для строительства не приспособленные – это не проблема, храм укрепит почву.
-Ну и что, что строительство храма нарушает законы. Законы и Конституция меняются, поэтому жить нужно не по Конституции, а по закону божьему.
-Вот в Горроще построили храм в парке и что-то не заметно, чтобы там воздуха стало меньше.
- Люди в Рязани умирают в большом количестве не от плохой экологии, а от грехов. И т.п.
И вообще: «Священноначалие решило строить, чего ради мы здесь еще что-то обсуждаем?!»
Среди церковных были не только пожилые, но и молодежь, звонкими голосами рапортовавшая «однозначно за храм». Едва ли не в полном составе пришли семинаристы, в роли православных нашистов выступили студенты-теологи РГУ. В белых маечках с буковками на груди, сначала стояли кучкой, друг у друга переспрашивая: «А что говорить-то?»- «Говори: нужен храм». Затем скреативничали: растолкав находившихся рядом, выстроились, образуя своими буковками фразу «нужен храм», попозировали и исчезли из зала.
Помимо воинства Скоробогатова, на стороне церкви выступили также известный своей богобоязненностью профессор РГУ Ю. Гераськин, депутат гордумы от партии жуликов и воров Е. Зызин, многолетний глава топонимический комиссии Н.И. Булычев. Последний в своем коротком выступлении сделал целый ряд исторических и социологических «открытий». Например, заявил, что в Рязани до 1917 г. было около 100 (!) церквей и что бОльшая часть их была разрушена после 1917 г., и, конечно, сегодня жителям города этих самых церквей очень не хватает.
Свои пять копеек в общеправославное дело внес депутат Лемдянов : на всякий случай напомнил присутствующим, что в антицерковных погромах 20 в. виноваты коммунисты, и тоже поддержал застройку канищевского парка.
Аргументация противников уничтожения парка, среди которых были жители Канищева, зеленые и гражданские активисты, сводилась к следующему.
- Мы не против строительства храма, мы против строительства храма В ПАРКЕ, против вырубки деревьев. Постройте церковь в другом месте без ущерба для зелени.
- Обещанные властями компенсационные посадки, даже если приживутся деревья, подрастут до уровня нынешних лишь через 20 лет, значит экологическая обстановка в районе ухудшается на долгие годы. Ради чего?
- В 100 м от парка уже есть действующий храм, зачем лепить рядом еще один? Кстати, там же, в Канищево, находится еще одна церковь - Преображения, построенная в память о погибших в войне 1812 г. и посвященная той же военно-патриотической тематике. Почему бы не воспитывать патриотизм на примере этого храма?
- В городе много старинных церквей, которые нуждаются в срочной реставрации, та же канищевская церковь. Не лучше ли епархии сосредоточиться на их восстановлении? Насколько этично и патриотично желание строить новые храмы при неотреставрированных старинных, намоленных, являющихся памятниками истории и культуры, за сохранность которых церковь несет ответственность?
- Экологическая обстановка в Канищево еще в 2006 г. признана неблагополучной, с каждым годом она становится все хуже, негативная нагрузка все возрастает (самолеты, ЛЭП, шоссе, пробки), зелени там значительно меньше нормы, гулять негде, парк и так маленький и, к тому же, единственный в районе.
- Строить в парке вообще нельзя, рядом глубокий овраг. Поэтому жилые дома поставили в отдалении от него, а для закрепления грунта между домами и оврагом и разбили парк.
Было много вопросов к городской администрации. Например, такие:
- в 2012 г., когда в парке пытались построить ресторанный комплекс, арбитражный суд признал выделение участка под строительство незаконным. Почему администрация вновь выделила его под строительство? (Присутствующий на слушаниях замглавы А. Воробьев на голубом глазу отрицал наличие этого судебного решения, но участники предоставили забывчивому чиновнику документы)
- Почему власти всегда не стороне церкви, ее интересов и спекулируют на этом: если в парке строится храм – власти приводят его в порядок (Горроща), если жители выступают против строительства – парк остается в запущенном состоянии (Приокский). Такая позиция разделяет горожан, заставляет их идти на конфронтацию, ответственность за возникающее социальное напряжение целиком лежит на администрации и думе.
- И в целом, почему городские парки в таком плачевном состоянии? Куда идут деньги из городского бюджета?
Досталось и инициаторам строительства - Союзу моряков-ветеранов. Его председателя В.Н. Гришина, ранее инициировавшего возведение в парке ресторанного комплекса, глядя прямо в лицо назвали провокатором, что, впрочем, товарищу Гришину настроения не испортило, прощаясь, он широко улыбался и благодарил всех «за правду». Вот такое чудо с пруда – и тебе член КПРФ, и тебе православный активист – все в одном флаконе, называется Василий Гришин.
Церковные обвиняли гражданских активистов в том, что те постоянно участвуют в слушаниях (видимо, с точки зрения православия, это не есть хорошо), что выступают всегда против всего и при этом преследуют свои интересы. В общем, обычное бла-бла-бла, которое мы постоянно слышим от власти, на этот раз прозвучало в церковном исполнении.
Г-н Скоробогатов и его православная гвардия предоставили более 3700 подписей, противники строительства около 1000. Отец сиял как начищенный самовар, и то правда: пиар-кампания проведена блестяще.
Под занавес слушаний, председательствующий депутат гордумы В.Фролов сделал очень странное, прямо таки большевистское, заявление: мы, мол, рассмотрим вопрос о строительстве на комиссии и решим его В ПОЛЬЗУ БОЛЬШИНСТВА. Как вам? Это что-то новое в думской практике. Не с учетом всех выяснившихся обстоятельств и факторов, не в строгом соответствии с законом, а так, как решит большинство. Понятно, какое оно у нас может быть, это самое большинство – разумеется, православное.
Так что, здравствуй, Русь православная! Добро пожаловать, рязанцы, в новое средневековье!
А кто не хочет в средневековье - давайте сопротивляться. Лучше вместе.
И полюбуйтесь на пастыря, по-моему, и комментировать ничего не надо.
На фото: выступает В.Скоробогатов