Карманный сепаратизм
Из журнала «Грани».
В последние годы существования СССР советское руководство при активном участии КГБ проводило своеобразную «стратегию карманов», направленную на создание в мятежных союзных республиках неподконтрольных им областей, лояльных центру. При этом в ряде случаев Москва опиралась на реально существовавшие национальные движения, а иногда создавала их искусственно. Некоторые из этих проектов были реализованы, а другие так и остались проектами.
Принятый 3 апреля 1990 года закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», прозванный «законом о невыходе из СССР», предусматривал отдельные референдумы во всех входящих в состав союзной республики автономиях. Ст. 3 закона гласила: "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и. автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно".
Еще до распада СССР на базе существовавших автономий Абхазии и Южной Осетии были созданы структуры, неподконтрольные Тбилиси, где осенью 1990 года к власти пришел блок Звиада Гамсахурдия, выступавший за независимость Грузии. В Молдавии в 1990 году появились самопровозглашенные автономии - Гагаузия и Приднестровье, поскольку в Кишиневе к тому времени победили сторонники независимости Молдовы. Частично подобный сценарий был реализован с Крымом, где автономия была воссоздана в начале 1991 года. Но до распада СССР фактического отделения Крыма от Украины не последовало, так как к моменту августовского путча сторонники независимости Украины еще не были у власти в Киеве.
А вот после обретения Украиной независимости была попытка превратить Крым в непризнанную республику. 6 мая 1992 года была принята конституция Республики Крым, фактически выводившая полуостров из-под власти Киева. Но после того как Москве удалось договориться с Киевом о сохранении базирования Черноморского флота в Крыму, заключить договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, а также зафиксировать отказ Украины от ядерного оружия, крымская проблема на время утратила свою остроту. Россия не возражала против того, что в марте 1995 года центральная украинская власть отменила конституцию Крыма и восстановила свой контроль над полуостровом. Чуть ранее, в 1994 году, Гагаузия вернулась в состав Молдовы на правах широкой автономии.
По некоторым данным, существовал проект создания русской автономии на северо-востоке Эстонии, где компактно проживало русскоязычное население. Однако от него отказались в пользу создания опирающихся на русскоязычных интерфронтов во всех трех странах Балтии. В Латвии и Литве не было мест компактного проживания русскоязычных, где можно было бы создать соответствующие автономии. Идеи же интерфронтов должны были объединить как все некоренное населении Прибалтики, так и немногочисленных сторонников Союза среди литовцев, латышей и эстонцев.
После распада СССР непризнанные самопровозглашенные республики на территориях бывших автономий стали орудиями Москвы для воздействия на новые независимые государства в интересах сохранения и расширения там российского влияния. В этом качестве стала использоваться и Нагорно-Карабахская республика - единственная самопровозглашенная республика, созданная без поддержки Кремля. Правительство Ельцина сменило проазербайджанскую политику правительства Горбачева на проармянскую, используя вместе с тем карабахский конфликт для сохранения российского влияния как в Армении, так и в Азербайджане. Правительство Путина препятствует возможному урегулированию этого конфликта, чтобы иметь средство давления на Азербайджан. Армения и так тесно привязана к России и заявляет о готовности вступить в Таможенный союз. Между тем, при доброй воле всех сторон, карабахский конфликт мог бы быть разрешен, например, обменом территории Нагорного Карабаха и коридора, соединяющего его с Арменией, на малонаселенный район Зангезура, который дал бы Азербайджану сухопутную связь с Нахичеванью.
При Путине непризнанные республики стали инструментом политики, направленной на реставрацию советской империи путем вовлечения постсоветских государств в Таможенный и Евразийский союз. Агрессия против Грузии в 2008 году привела к тому, что Южная Осетия и Абхазия из непризнанных республик превратились в государства, официально признанные Россией, Венесуэлой и Науру. Но вот появления пророссийского правительства в Грузии пришлось ждать еще четыре года.
А после «революции достоинства» на Украине создание новых самопровозглашенных республик стало основой стратегии Путина в борьбе против новых властей Украины. Сразу же получила завершение история с Республикой Крым. На этот раз Путин в марионеточную народную республику играть не стал, а осуществил блиц-аннексию полуострова. Что же касается «народных республик» в других регионах Украины, то их провозглашение вполне вписывается в требование Москвы о федерализации Украины. По замыслу Кремля, Луганская, Донецкая, Харьковская, Одесская, Криворожская и другие республики должны были появиться едва ли не в каждом регионе востока и юга Украины. Затем эти республики, возглавляемые пророссийскими силами, должны были бы заключить с Киевом федеративный договор, предоставляющий регионам практически полную независимость не только во внутренней, но и во внешней политике и возможность блокировать любые действия центральных властей. В этом случае Украина уподобилась бы Речи Посполитой XVIII века, не имевшей ни регулярной армии, ни дипломатической службы и превратившейся в поле сражений для иноземных армий. Если же брать современный пример, то Путин хотел бы превратить Украинское государство в сегодняшнюю Боснию и Герцеговину. Там в рамках федерации страна оказалась фактически расколота на сербскую и мусульмано-хорватскую части, так что центральное правительство почти безвластно.
Однако Путин переоценил поддержку идеи «русского мира» на Украине. «Народные республики», финансируемые Ахметовым, Ефремовым и другими олигархами, удалось создать только в Донецке и Луганске. Развитие событий привело не к федерализации Украины, а к очередному замороженному конфликту. Кремль надеялся, что события будут развиваться по приднестровскому сценарию. В Приднестровье, как известно, российская 14-я армия во главе с генералом Лебедем быстро принудила Молдову к прекращению вооруженного сопротивления и к признанию де-факто Приднестровской Молдавской республики, куда российские войска вошли уже в качестве миротворцев. Путин рассчитывал, что разложенная и слабая украинская армия не сможет оказать сопротивления ополченцам Новороссии. Однако очень скоро выяснилось, что без поддержки регулярных российских войск сепаратисты потерпят полное поражение. И тогда ДНР и ЛНР превратились из политического проекта в плацдарм гибридной войны, где действуют российские солдаты, замаскированные под ополченцев. Нельзя исключить, что при продолжении российской агрессии против Украины (а оно весьма вероятно) возникнут новые «народные республики» - Харьковская или даже Киевская. Но они будут выполнять лишь функцию прикрытия действий российских войск.
Как представляется, создание псевдонародных республик остановится одним из основных инструментов российской политики на постсоветском пространстве. Вот уже появились призывы к созданию в Латгалии «Восточно-Латвийской республики» для присоединения к России. Пока это напоминает разведку боем, причем уровень реальной поддержки сепаратизма не так важен для организаторов. В случае, если объектом российской агрессии станет какое-либо из постсоветских государств, кроме Украины, провозглашение очередной «народной республики» станет только предлогом для вторжения российских войск. И кто знает - не появится ли после ухода со сцены Нурсултана Назарбаева еще и Северо-Казахстанская республика?